Переход через пустыню
I. ОБЛАСТЬ
Область, через которую пролегал путь израильтян в Ханаан во время их исхода из Египта, включает Синайский полуо-в между Суэцким заливом и заливом Акаба, а также тер., лежащие сев. – до Средиземного моря и юж. границы Палестины. На западе она ограничена Суэцким перешейком, на востоке – равниной Арава. Широкая песчаная прибрежная полоса тянется с севера на юг через Суэцкий перешеек, а затем, сужаясь, – вдоль побережья Красного моря. Эти песчаные пространства образуют пустыню Сур, или Ефам (Исх. 15:22; Числ. 33:8). К ним примыкает обширное, поднимающееся к югу, известняковое плоскогорье (600–750 м), окаймл. горами, достигающими выс. до 1200 м (Джебель-эт-Тих). Во время зимних дождей вода с гор устремляется в Средиземное море по руслу Вади-эль-Ариша, «потока Египетского» (Числ. 34:5). Часть пустыни, располож. вост. потока Вади-эль-Ариш, – это пустыня Фаран (Числ. 10:12), плоскогорье, переходящее на востоке в горную пустыню Син (Числ. 20:1), которая, очевидно, составляла одну из частей пустыни Фаран. Юж. Джебель-эт-Тих, за невысокими горами, состоящими в основном из песчаника, выступ полуо-ва занимают горы, состоящие из гранитных пород. На ⇒ Синае (Исх. 19:2) они образуют горную цепь Рас-эс-Сафсафех и достигают выс. более 2200 м. Пустыня Син (Исх. 16:1) предположит. расп. у подножия Джебель-эт-Тих, в области сложенных из песчаных пород гор, сев.-зап. Синая (Деббет-эр-Рамлех). Вся эта область бедна водой. Здесь встречаются лишь редкие оазисы или источники, такие как Елим (предположит. совр. Вади-Гхарандель; Числ. 33:9), источники у горы Синай (Втор. 9:21) и у Кадеса. Но в руслах пересохших ручьев нередко можно обнаружить воду, если раскопать почву. Здесь, в отличие от возвышенностей, где нет никакой растительности, встречаются трава и кустарники, которые после зимних дождей пышно разрастаются. По некоторым признакам в библ. времена растительность здесь была обильнее. В области пустыни Негев, в которой прошла большая часть странствования израильтян, археологи обнаружили ряд остатков поселений, относящихся к среднему бронзовому веку. Многие ученые полагают, что скудная земля пустыни не могла на продолжит. время обеспечить достаточным количеством еды целый кочевой народ.
II. ВРЕМЯ СТРАНСТВОВАНИЯ ИЗРАИЛЬТЯН И ПУТЬ ИХ СЛЕДОВАНИЯ.
Переход израильтян через пустыню начался с выхода из егип. города Раамсеса в 15-й день 1-го месяца в год ⇒ исхода (15.I.1) и закончился ровно через 40 лет в Ханаане (15.I.41). В распоряжении ученых имеется последовательный рассказ об этих годах, записанный в книгах Исход, Числа и Книге Иисуса Навина. Так, в Числ. 33 приведен перечень стоянок (предположит. там названы важнейшие места пребывания ковчега завета). кроме того, в книге Второзаконие имеются ретроспективные упоминания и ссылки на различные события. Даже если сведения оказываются выборочными, то сохранившиеся названия местностей и даты позволяют исследователям составить общее представление о маршруте, по которому следовали израильтяне, проходя через пустыню. Понятно, что при этом передвижения в начальные и конечные годы с их точно установл. целями – Синай, Кадес и Иордан – можно проследить точнее, чем странствования в промежуточный период, когда старое поколение вымирало, а новое подрастало. Это позволяет поделить путь через пустыню на три этапа. В первом, в свою очередь, выделяется пребывание израильтян у горы Синай:
1) ОТ ЕГИПТА ДО ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ ХАНААНА:
а) от Раамсеса до Синая. 15.I.1 израильтяне вышли из Раамсеса (Авариса), располож. в вост. части дельты Нила (Исх. 12:2.6.29.37; Числ. 33:3; Втор. 16:1), и направились на юг, к Сокхофу (Исх. 12:37; Числ. 33:5), вероятно, это совр. Телль-эль-Машута в Вади Тумилат. Местом след. стоянки был Ефам на краю пустыни (Числ. 33:6; Исх. 13:20), в непосредств. близости от границы. Оттуда они повернули назад в Пи-Гахироф [егип. Пи-Кехерет], между Мигдолом и ⇒ Чермным морем (местонахождение Пи-Гахирофа и Мигдола не установлено) и расположились станом на берегу моря (Исх. 14:2; Числ. 33:7), т.е. на берегах озер на Суэцком перешейке, вероятно, юго-зап. Горьких озер. Здесь вмешат-во Господа открыло им переход через воды, и они пришли в пустыню Сур, или Ефам, по которой затем три дня шли в юж. направлении (Числ. 33:8; Исх. 14:22; Исх. 15:22). След. стоянками названы Мерра и Елим (Исх. 15:23.27; Числ. 33:8), располож. уже на Синайском полуо-ве. Затем беглецы еще раз вышли к Чермному морю (Числ. 33:10), в частн., к Суэцкому заливу, после чего двинулись в глубь страны и через месяц после исхода, 15.II.1, достигли пустыни Син (Исх. 16:1; Числ. 33:11), где впервые Бог дал им манну небесную. Ученые полагают, что местом след. стоянки в Дофке (Числ. 33:12) был центр егип. рудников (Серабит-эль-Хадим). Через Алуш (Числ. 33:13) и Рефидим (Числ. 33:14; Исх. 17:1), возможно, это совр. Вади-Рафаджид, народ на третий месяц пришел в пустыню Синай к горе Синай, или Хорив (Исх. 19:1; Втор. 1:6). Здесь израильтяне оставались почти год. За это время произошло установление ⇒ скинии (1.I.2), празднование Пасхи (14.I.2) и исчисление народа (1.II.2); б) от Синая до Кадес-Варни. Выйдя из Синая 20.II.2 (Числ. 10:11), израильтяне двинулись в направлении Кадес-Варни, что в пустыне Фаран (Числ. 13:1; Числ. 13:26; Втор. 1:19). Расстояние от Хорива до Кадеса, если идти через гору Сеир, составляло 11 дней пути (Втор. 1:2), фактически же время перехода должно быть более продолжит., поскольку события на лагерных стоянках в Тавере (Числ. 11:1–3), в Киброт-Гаттаве (Числ. 11:31–34; Числ. 33:16) и Асирофе (Числ. 11:35; Числ. 33:17) требовали более длит. срока. Время созревания первого винограда, которое падает на те 40 дней, когда израил. разведчики определяли, каковы условия жизни в Ханаане, приходится на конец 4-го месяца (Числ. 13:20.25). После того как израильтяне проявили непослушание и потерпели поражение от хананеев (Числ. 14:2.25; Втор. 1:26.44), они еще некоторое время оставались в Кадесе (Втор. 1:46). В Числ. 33:18, в том месте текста, где можно было бы ожидать первого упоминания о Кадесе, названа Рифма. Возможно, здесь говорится о месте нахождения ковчега завета в Вади-Абу-Ретемат, располож. зап. Кадеса, в то время как народ остановился станом в Кадесе;
2) 38 ЛЕТ СТРАНСТВОВАНИЯ В ПУСТЫНЕ.
О дальнейшем, самом длинном отрезке пути израильтян по пустыне сообщают лишь немногие свидетельства. Израильтяне, отправившись из Кадеса к Чермному морю (Числ. 14:25), долгое время огибали гору Сеир (Втор. 2:1). В перечислении мест стоянок в Числ. 33:19–35 упомянуты лишь названия местностей, к.-л. другие сведения отсутствуют. Можно предположить, что пребывание на каждой из указ. стоянок было длительным, причем, возможно, ковчег завета и часть народа при нем находились в одном месте, в то время как израильские колена со своими стадами рассредоточивались по ближним и дальним пастбищам;
3) ОТ КАДЕСА ДО ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ИОРДАН.
С приходом в Кадес в первый месяц 40-го года (Числ. 20:1; Числ. 33:36) начинается последний отрезок странствования израильтян по пустыне. Следуя за послами, направленными к эдомскому царю (Числ. 20:14–21), израильтяне продвинулись к горе Ор на границе с Эдомом (Числ. 33:37), где 1.V.40 умер Аарон (Числ. 20:27; Числ. 33:38). После сражения с хананейским царем Арада (Числ. 21:1–3; Числ. 33:40) народ Израиля направился на юг, в Араву (Числ. 21:4; ср. Втор. 2:8), а затем через Салмон, Пунон и Овоф (Числ. 33:41–43; Числ. 21:10) – в Ийм-Аварим, лежащий вост. Моава (Числ. 21:11; Числ. 33:44.45). Выйдя оттуда, евреи через 38 лет после своего первого пребывания в Кадесе пересекли долину ⇒ Заред (Числ. 21:12; Втор. 2:13), а затем Арнон между Моавом и Аммоном (Числ. 21:13; Втор. 2:18; Числ. 24). Через Дивон-Гад, Беэр (Числ. 21:16.18), ⇒ Матанну, Кедемоф (Втор. 2:26), Нагалиил, Вамоф (Числ. 21:19) и горы Аваримские у Нево (Числ. 33:47) израильтяне достигли Иордана в районе Иерихона. В пустыне у города Иаацы они одержали победу над аморрейским царем Сигоном (Числ. 21:23; Втор. 2:32), а при городе Едреи в Васане – над царем Огом (Числ. 21:33; Втор. 3:1). Но так далеко на север, по-видимому, выдвигалось только войско. Стан израильтян на равнинах Моава располагался в долине недалеко от Беф-Пеора – от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима (Числ. 22:1; Числ. 25:1; Числ. 33:48; Втор. 3:29). Здесь было проведено второе исчисление народа (Числ. 26). После того как преемником Моисея был назначен Иисус Навин (Числ. 27:18–23), а земли на вост. берегу Иордана были разделены (Числ. 32), Моисей произнес свою прощальную речь. Это событие датировано 1.XI.40 (Втор. 1:3.4). После смерти Моисея народ под предводит-вом Иисуса Навина, перейдя 10.I.41 через Иордан (Нав. 4:19), 14.I.41 праздновал Пасху в Галгале (Нав. 5:10). На след. день израильтяне стали питаться хлебом Ханаана, и манна небесная перестала падать с неба. На этом переход через пустыню был завершен.
III. Во время перехода через пустыню израильтяне впервые в своей истории стали сплоч. и самостоятельным народом, причем это произошло в земле, которая по своим природным условиям не могла прокормить огромную массу людей. Библия вновь и вновь сообщает о вмешат-ве Господа, Который снабжал Свой народ водой и пищей (манной, перепелами). Период пребывания народа в пустыне был временем воспитания и духовного созревания, когда израильтяне должны были привыкнуть к жизни в полной зависимости от Бога, в послушании Ему, приучиться выполнять Его установления. Только после этого они получили во владение землю Хананскую, где в изобилии имелись все блага для удовлетворения жизн. потребностей (Втор. 8). Большинство израильтян, однако, с трудом научились подлинному общению с Богом и недолго придерживались этой практики – во время странствования по пустыне они проявляли неблагодарность, непослушание и часто отпадали от Бога (Неем. 9:9–26). Несмотря на это, время странствования по пустыне было временем такого тесного и глубокого общения Господа с Его народом, которого впоследствии никогда больше не было (Иер. 2:2; Ос. 2:16).