Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Бог

Библия повествует о деяниях Божьих – прошлых, настоящих и будущих. На ее страницах Бог предстает как Творец и Владыка Вселенной, как Повелитель и страждущий Спаситель.

I. ТВОРЕЦ И ВЛАДЫКА

А. Бог сотворил «небо и землю» (Быт. 1:1) «и все, что на них» (Откр. 10:6), «человека», «мужчину и женщину» (Быт. 1:27). Он сотворил «мир» (Деян. 17:24), «человека и животных» (Иер. 27:5) и «все» устроил (Евр. 3:4). Чтобы утвердить Свое творение (ср. Пс. 88:38), Он благословил животных (Быт. 1:22) и людей, особо выделив тех, кто должен был служить Его Промыслу, – Ноя (Быт. 9:1), Ав-раама (Быт. 12:2), Исаака (Быт. 25:11), Иакова (Быт 35 и след.). В частности, Божье благословение выразилось в умножении числа их потомков (Быт. 26:22; Втор. 1:10). Бог дал людям пищу (Быт. 1:29.30; Быт. 9:3), одежду (Втор. 10:18; ср. Мф 6 и след.), детей (Быт. 33:5; Пс. 126:3), землю (Втор. 26:9), имущество (Екк. 5:18) и успех (Быт. 39:3.23).

Б. В подобных деяниях «Бог неба и земли» (Быт. 24:3.7; 1Езд. 5:11), Вседержитель (Иов. 33:4; Откр. 11:17) являет Свое всемогущество (Быт. 28:3; Быт. 48:3): «Он творит все, что хочет» (Пс. 113:11), для Него «нет ничего невозможного» (Иер. 32:17; Лк. 1:37) – воистину «Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19), но при этом Он «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:32). В отличие от «богов», «которые не сотворили неба и земли» (Иер. 10:11), Он – живой Бог (Втор. 5:26; 4Цар. 19:4; Пс. 41:3; Деян. 14:15; 1Фес. 1:9), «присносущий» (т.е. существующий вечно) (Дан. 6:26; ср. Быт. 21:33; Ис. 40:28; Рим. 14:25), и поэтому Он – «единый истинный Бог» (Ин. 17:3; 1Фес. 1:9; ср. 1Ин. 5:20), «великий, сильный и страшный», «Бог богов и Владыка владык» (Втор. 10:17; ср. Пс. 85:10; Пс. 94:3; Пс. 95:4), «всевышний» (Пс. 46:3; Ис. 14:14; Деян. 7:48). И «все воинство небесное» (Втор. 4:19), обожествляемое язычниками (4Цар. 23:5; Соф. 1:5) и также подвластное Ему, славит Его и возносит к Нему молитву (Неем. 9:6; Лк. 2:13.14), поскольку Он сотворил его (Быт. 2:1; Пс. 32:6; Ис. 40:26): «Господь Саваоф [т.е. Владыка воинств] – имя Ему» (Иер. 31:35; ср. Пс. 88:6–9), «Господь всей земли» (Нав. 3:11).

В. Всемогущий Бог не только может сотворить все, что захочет, Он и совершает все «угодное» Ему и «предначертанное» Им (Ис 44 и след.; Ис. 46:10.11; ср. Иов. 37:5; Ис. 22:11). Его деяниям, непостижимым и незримым, никто не может помешать: «Я сделаю, и кто отменит это?» (Ис. 43:13). Этот принцип одинаков и для сотворенного мира, и для «новой твари» (2Кор. 5:17): «И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор. 12:6), а именно «в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф. 1:19; Еф. 3:20; 1Фес. 2:13). «Бог производит в вас хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13; ср. Деян. 19:11; Кол. 1:29); «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела...» (Еф. 2:10), но, как сказал Сам Иисус: «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

II. ПОВЕЛИТЕЛЬ

В ВЗ Бог предстает Повелителем прежде всего во взаимоотношениях с человеком как со Своим партнером по Завету.

А. Когда в Библии говорится о Божьих повелениях, то, как правило (кроме Пс. 32:9; Пс. 148:5), речь идет о повелениях, данных Им человеку: «И заповедал Господь Бог человеку...» (Быт. 2:16; ср. Быт. 2:17). В Исх. 19Десять заповедей названы «словами, которые заповедал ему [народу] Господь»; ср. Исх. 34:10; Втор. 4:5; Мф. 15:4. Пророкам Бог повелевает говорить те слова, которые Он Сам вкладывает им в уста (Иер. 26:2; ср. Пс. 118:15; Иер. 43:1; Деян. 10:33). Любому человеку Бог может повелеть исполнить те или иные действия, как, напр., в 2Цар. 16:11; ср. 4Цар. 18:25; «будешь делать все, что Я повелел тебе» (2Пар. 7:17; см. Иер. 1:7). Общие требования Бога ко всем людям изложены в Библии: «О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь...» (Мих. 6:8; ср. Втор. 10:12.13).

Б. На вопрос, в какой форме Бог являет человеку Свою волю, Библия дает несколько ответов:

1) в ВЗ наряду с формулой «И пришел Бог, и сказал» (Числ. 22:9), которая может дополняться словами «ночью» и «во сне» (Быт. 20:3; Быт. 31:24), часто встречается формула «И явился Бог [Господь], и сказал» (Быт. 12:7; Быт. 17:1; Быт. 26:2; Быт. 35:9; Быт. 48 и др.), также с добавлением слов «ночью» (Быт. 26:24; 2Пар. 1:7) и «во сне» (3Цар. 3:5). Вместо «Бог пришел» в Библии часто встречается выражение «было слово Господа» (2Цар. 7:4; 2Цар. 24:11; 3Цар. 16:1; 3Цар. 17:2; 3Цар. 19 и др.), относящееся, кроме 3Цар. 6:11, исключит. к призванию пророков, ср. Иер. 1:2; Иез. 1:3; Ос. 1:1; Иоил. 1:1; Ион. 1:1; Мих. 1:1; Соф. 1:1; Зах. 1 и др.;

2) в НЗ автор Послания к евреям, хорошо знавший ВЗ, говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» (Евр. 1:1.2). Это подтверждает евангелист Иоанн: «Слово было Бог...», «Слово стало плотию и обитало с нами...» (Ин. 1:1.14; ср. 12:49,50).

В. Являя подобным образом людям Свою волю, Бог одноврем. предупреждает их о том, что теперь они состоят с Ним в особых отношениях: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами...» (Быт. 9:9; ср. Быт. 6:18). О том, что это означает, подробно говорится в повествовании о Божьем завете с Авраамом (Быт. 17:1–14): «...Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя»; «соблюди завет Мой...». Соотв. фраза звучит и при заключении завета на Синае: «Я Господь, Бог твой» (Исх. 20:2). Для поддержания особых отношений с Богом необходимо выполнять Его условия: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх. 19:5). О подобных отношениях партнерства постоянно говорится в Библии, особенно там, где речь идет о Божьем завете: вы «будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36:27), «будете Моим народом, и Я буду вашим Богом». Так же будет и при «новом завете» (Иер 31:31 и след.), только теперь Бог раз и навсегда утвердит его смертью Своего Сына (Еммануил ­­ «с нами Бог», см. Мф. 1:23): «Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). И здесь Божье обетование также сопровождается заповедью людям: «Итак идите ... уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века...» (Мф 28 и след.).

III. СТРАЖДУЩИЙ СПАСИТЕЛЬ

Таким Бог предстает прежде всего по отношению к грешникам.

А. Начиная со страниц, повествующих о всемирном потопе, Библия говорит о том, что Бог страдает от человеч. непослушания; в рассказах об Адаме и Каине это не было еще четко сформулировано. Фраза о страдании Бога, звучащая почти шокирующе, т.к. не соответствует человеч. представлениям о Боге, впервые встречается в Быт. 6 и далее часто звучит в Библии: «и восскорбел в сердце Своем». «Бог с небес призрел на сынов человеческих» (Пс. 52:3), Он «увидел, что велико развращение человеков на земле» (Быт. 6:5); Он «есть Бог ведения» (1Цар. 2:3), и от Него не скроются человеч. грехи (Пс. 68:6). Он сетует: «Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня» (Ис. 43:24). Слово, ставшее «плотию» (см. выше, п. II,Б), Иисус, говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38); «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).

Б. Страдая от человеч. грехов, Бог никого «не оставляет без наказания, но наказывает беззаконие отцов...» (Числ. 14:18), потому что Он – «Бог ревнитель» (Исх. 20:5; ср. Наум. 1:2) и даже – «огонь поядающий» (Втор. 4:24; Евр. 12:29). «Он Бог святой» (Нав. 24:19; ср. Ис. 6:3; Откр. 4:8); Его присутствие заставило Исаию воскликнуть: «Горе мне! погиб я!» (Ис. 6:5). То, что было испытано Исаией (Ис. 6:7), что непостижимым образом обретено Иовом (см. Иов. 9:13 с Иов 42 и след.), что воспето в псалме: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:9.10) и что проповедано с обетованием в Ис. 53:5: «...наказание мира нашего было на Нем», исполнилось наконец в Том, Кто был «сделан грехом вместо нас» (2Кор. 5:21, пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) и «умерщвлен» (1Петр. 3:18). «Дитя», Которое Бог наказал за всю «вину отцов» (ср. Исх. 20:5), – Его собственный Сын, «не пощаженный Им», а «преданный» за всех нас (Рим. 8:32).

В. Бог совершил это, «дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5): «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3:1); «...вы ... приняли Духа усыновления, которым взываем: «Авва, Отче» (Рим. 8:15). Ведь такова была Божья воля, явленная еще в ВЗ: «Ты будешь называть Меня отцом твоим» (Иер. 3:19); «...ибо Я – отец Израилю...» (Иер. 31:9; ср. Втор. 32:6; Мал. 2:10; 2Кор. 6:17.18). И пусть даже «...кого любит Господь, того наказывает», Он все равно «благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Притч. 3:12; ср. Евр. 12:6), и «как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13). Ведь «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс. 102:8; ср. Исх. 34:6). И с тех пор как пришел Тот, о Ком было сказано: «Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:8; ср. Мф. 1:21; Ин. 8:36), непреложным стало исповедание: «Ты, Господи, – Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис. 63:16).

IV. ТРИЕДИНСТВО

А. Вера в единого Бога утверждается как в ВЗ (Втор. 6:4), так и в НЗ (ср. 1Кор 8 и след.), но в то же время и там и здесь говорится о трех Его лицах – Отце, Сыне и Св. Духе. Это особенно четко сформулировано в заповеди о крещении всех народов (Мф. 28:19). Если сопоставить между собой такие тексты Писания, как Рим. 14:17.18; Рим. 15:16.30; 1Кор. 12:4–6; 2Кор. 1:21.22; 2Кор. 13:13; Еф. 1:17; Еф. 2:19–22; Еф. 3:5–7.14–17; Тит. 3:4–6; 1Петр. 1:2; Евр. 9:14; Ин. 20:21, то становится очевидным, что в каждом из них говорится о гармоническом «трезвучии» деяний и сущности Бога. При этом речь идет, конечно, не о различных Богах и не о трех формах проявления четвертого, скрытого за Ними Божеств. существа, а о различных ипостасях, в которых существует и творит единый Бог. Учение о триединстве возникло в Церкви в результате глубокого осмысления совокупного библ. послания. Оно было сформулировано христианами первых веков. В нем заключена высшая, неподвластная человеч. разуму тайна, которую «не видел ... глаз, не слышало ухо» и которая «не приходила ... на сердце человеку» (1Кор. 2:9). Т.к. исповедание веры в триединство Бога облечено в человеч. слова, за которыми всегда стоят определ. представления, то становится понятно, почему именно по этому вопросу наблюдаются значит. расхождения. Тем более, что в Библии ни разу прямо не говорится о единстве Божеств. сущности Отца, Сына и Св. Духа, а подобный вывод делается лишь на основе обзора всех библ. свидетельств в их совокупности. ⇒ Исповедание (II).

Б. В 2Кор.5 ап. Павел пишет: «Бог во Христе»; это свидетельствует о совершенной Божеств. сущности Христа, Сына, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Он был «образом Божиим» (Флп. 2:6); в Нем Бог примиряет с Собой (2Кор. 5:19) и судит человечество. Он – «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5). Он был (как Слово) с Богом уже в самом начале мира, т.к. «Слово было Бог» (Ин. 1:1); через это Слово «создано все» (Кол. 1:16.17; Евр. 1:2), и в Нем «все начало быть» (Ин. 1:3). Видевший Христа видел Отца (Ин. 14:9), и никто не приходит к Отцу, как только через Христа, Он – в Отце, а Отец – в Нем, поэтому к Нему возносят молитвы как к Богу (Откр. 5:8–14). К Нему устремлена вера в Бога (Ин. 14:1), поэтому Фома исповедует: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28). ⇒ Иисус Христос.

В. Библия свидетельствует о Божеств. сущности как Сына, так и Св. Духа: «Бог есть дух» (Ин. 4:24). Это свидетельство есть не только в НЗ, но и в ВЗ, где уже в Быт. 1говорится: «И Дух Божий носился над водою». Если в Библии говорится о том, что Божий Дух сходит на человека, почиет на нем (см. 1Цар. 10:10; 1Цар. 16:13; ср. Ис. 59:21; Иез. 11:5), то это значит, что Сам Бог завладевает человеком и ведет его. Отец и Сын часто упоминаются вместе, так же, как Господь Бог и Его Дух (Ис. 48:16). В 2Кор. 3:17 сказано: «Господь есть Дух». Человек, в котором живет Божий Дух, – это храм Божий, а значит, в нем живет и Сам Бог (1Кор. 3:16.17; 1Кор. 6:19). Человек, оскорбивший Св. Духа (Еф. 4:30) или солгавший Ему, солгал Самому Богу (см. Деян. 5:3.4). Как Дух, Бог существует и действует в Церкви (1Кор. 12:11). Только Св. Духом возможно исповедовать Отца и Сына. Он именуется одноврем. Духом Божьим и Духом Христовым (Рим. 8:9). Духом Христовым были исполнены речи не только апостолов, но и пророков (1Петр. 1:10.11). О Духе Св. говорится, что Он послан Отцом по просьбе Христа (Ин. 14:16.26) и что Он послан Христом от Отца (Ин. 15:26); через Него Бог возрождает человека (Ин. 3:5; Иоил. 2:28); «Духом Святым изливается в наши сердца любовь Божия» (Рим. 5:5), Св. Духом Бог водит верующих (Гал. 5:18), в Нем – основа жизни и поступков сынов Божьих (Рим. 8:14).

Г. Основная идея учения о триединстве Бога заключается в том, что единый Бог предстает в трех разных ипостасях; в каждом из этих лиц присутствуют два других, но эти ипостаси все же отличны друг от друга и находятся в определ. взаимоотношениях. Важнейшие свидетельства по этому вопросу можно найти в символах веры древней Церкви.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle