Окропление, окропить
Различаются три вида О.:
1) елеем (т.е. маслом): Лев. 14:16;
2) водой: Лев. 14:51; Числ. 8:7; Иез. 36:25 и др.;
3) кровью: Исх. 29:16.20; Лев. 1:5.11; Лев. 16:14; Числ. 19:4; 4Цар. 16:13. Все три вида О. имеют культовое значение. О. маслом тесно связано с обрядом жертвоприношения за очищение от проказы (⇒ Жертва): Лев. 14О. водой производилось в первую очередь для очищения (напр., прокаженного: Лев. 14(Лев. 14:7) и после прикосновения к умершему: Числ. 19:11–13). О. водой олицетворяет также очищение от грехов, причем очищены могут быть как люди, так и вещи (Лев. 14:52: дом должен быть «очищен» водой). В Израиле считалось, что одной только водой смыть грехи невозможно и для полного очищения необходима кровь. Именно поэтому О. жертвен. кровью стало у израильтян важным культовым действом. В день великого искупления первосвященник должен был семь раз окропить пальцем, смоченным в жертвен. крови, золотую крышку ковчега завета, чтобы самому освободится от греха и одноврем. получить возможность ходатайствовать за грехи других людей пред Господом Богом (Лев. 16:11). В Посл. к Евреям ветхозавет. окропление кровью предстает в ином виде: великий Первосвященник Иисус принес Себя в жертву Богу во искупление грехов, и жертва эта действенна во веки веков, поэтому окропление кровью жертвен. животных становится ненужным. Тем самым всем верующим (а не только первосвященникам, как в ВЗ) всегда (а не только один раз в год, см. Лев. 16:1; Евр. 10:20) открыт путь в Святое Святых. Кто с покаянным сердцем и с верою приблизится к Кресту Иисуса, тот будет «окроплен» в своем сердце, и грехи его омоются Кровью Иисуса (Евр. 10:22; ср. 1Ин. 1:7).