Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Колено

В ВЗ народ Божий образует ДВЕНАДЦАТЬ КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ (Быт. 49:28), история которых определяется их неразрывной взаимосвязью. При перечислении К. последовательность имен часто меняется, однако в обеих переписях она остается постоянной (Числ. 1:1; Числ. 26:1), равно как и при описании расположения в стане, в походном порядке и при жертвоприношениях (Числ. 2:1–34; Числ. 7:10–83; Числ. 10:13–27). Всегда неизменным остается общее число колен – 12. Это число сохраняется для обозначения всего народа даже через много столетий после исчезновения десяти колен (Деян. 26:7), и упоминается там, где под именем «Израиль» подразумевается Божий народ НЗ (Иак. 1:1). По числу колен устанавливаются памятники при жертвеннике и после перехода через Иордан (Исх. 24:4; Нав. 4), ⇒ Илия также сооружает свой жертвенник из 12 камней (3Цар 18 и след.), и камни на ⇒ наперснике первосвященника носят имена 12 колен Израилевых (Исх. 28:21):

1) ИМЕНА колен происходят от имен сыновей ⇒ Иакова, новое имя которого ⇒ Израиль (Быт. 32:28) становится наименованием всего народа, почитающего единого истинного Бога. Согл. Библии, процесс становления народа Израилева проходит в ⇒ Египте. Решающим событием, однако, является получение Закона на горе ⇒ Синай; с этого времени ⇒ Закон и ⇒ ковчег завета определяют сплоченность и распорядок жизни колен. Когда Иаков переселился в Египет, то его род (он, его сыновья и внуки) насчитывал 70 мужчин (Быт. 46:27), каждый из которых имел свою семью и челядь. Их потомство выросло в течение 430 лет, не смешиваясь с египтянами, прим. до 600 000 годных для войны мужчин. Такой рост народонаселения за 10 поколений по тем временам представляется вполне вероятным. Если между Левием и сыновьями Моисея и Аарона (Исх. 2:1.2; Исх. 6:16–25) перечисляются только Кааф, Амрам и Моисей, то им противостоит большее число имен от Иуды до Веселиила (1Пар. 2:3–5,18–20) и от Ефрема до Иисуса Навина (1Пар. 7:22–27). Пропуск отдельных звеньев обнаруживается в некоторых местах в библ. родословных перечнях (⇒ Родословие) (ср. Мф. 1:1–16 с 1Пар. 3:9–17 и 1Езд. 7:1–5 с 1Пар. 6:1–15);

2: а) РАЗДЕЛЕНИЕ народа, дома Израилева (Исх. 40:38), обусловленное происхождением и родственными узами, сохранилось даже во время его угнетения в Египте. Потомки каждого из двенадцати сыновей Иакова образуют одно К. Из К. Иосифа вышли оба полуколена Манассии и К. Ефрема, ставшие самостоятельными (Числ. 1:32.34) после того, как К. Левия было как бы «изъято» из числа К. для служения в святилище. Там же, где Левий причисляется к прочим К., Манассия и Ефрем считаются единым К. Иосифа (Втор 27 и след.);

б) каждое К. подразделяется на несколько ⇒ родов, большинство которых восходит к внукам или правнукам Иакова, а также на «дома». Внутри этих домов семейства, возглавляемые отцами семейств, также образуют мелкие самостоятельные подразделения (ср. Числ. 1:2.18; Нав. 7:14.16–18; 1Цар 10 и след.; 1Пар. 23:7–11). Руководителями всех этих групп являлись ⇒ старейшины Израилевы (Исх. 4:29), среди которых первонач., вероятно, не было твердо установленных различий и рангов; в) однако во время ⇒ странствования в пустыне возникла необходимость более строгой организации общества, поэтому Моисей, по совету Иофора, выбрал из «главных в народе» наиболее способных людей и назначил их судьями, надзирателями, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками (Исх. 18:21–24; Втор. 1 и след.). После такого разделения речь идет уже о «тысячах» Израилевых (Числ. 10:36), и мы вновь встречаемся с указанным делением в переписи населения, результаты которой округляются часто до сотен (Числ. 1:21), но иногда до полусотен (Числ. 1:25.46; Чис 2 и след.,32; Числ. 4:36) или до десятков (Числ. 4:40,48; Числ. 26:7,51). Соотв. схему, очевидно основанную на подразделениях К., мы находим и в израил. ⇒ войске с его начальниками над тысячью, сотней и пятьюдесятью воинами. Но, как кажется, это не были обычные начальники или старейшины К.; во Втор. 20:5–9 делается различие между надзирателями и воен. начальниками. Впрочем, структура К. и войска во многих случаях могла и совпадать, целый ряд мест Библии указывает на тождественность тысяченачальников войска и начальников К. (Числ. 1:4,16; Нав. 22:14,21,30; Суд. 6:15; 1Пар. 27:1; 2Пар. 17:14; 2Пар. 25:5). Согл. этому, новое управление, введенное Моисеем, использовало прежние семейные объединения; в этом случае реальная численность пригодных к войне мужчин одного «дома», которые составляли т.наз. «тысячу» [евр. элеф], могла колебаться и, вероятно, часто оказывалась существенно ниже засвидетельствованной в названии; г) в особых случаях каждое К. выставляло одного мужа или ⇒ князя (Числ. 13:2–17; Числ. 34:18; Нав. 22:14). Главу каждого К., 12 князей, ⇒ «начальников общества» сынов Израилевых (Числ. 1:4–16) определял Господь, Который, кроме того, отдал Моисею распоряжение собрать 70 мужей из старейшин Израилевых для облегчения руководства народом (Чис 11 и след.);

3) после покорения Ханаана каждое К. получило свой удел в земле обетованной (см. статьи по именам отдельных колен). Левитам при этом было выделено 48 городов в различных частях страны (Нав. 21), в то же время колено Симеона не имело четких границ своего удела и поселилось в уделе Иуды (Нав. 19:1). После смерти Иисуса Навина пути развития отдельных К. или их групп значительно разнились. Более обособленным оказалось К. Иуды, отделенное от прочих К. Израилевых тер., принадлежавшей жителям Гаваона и иевусеям. Если сплоченность народа сохранялась в период ⇒ судей и вновь укрепилась в период Царств, то централизованная власть отрицательно влияла на процесс объединения К. При Давиде в К. Гада и Асира уже не названы их князья (1Пар. 27:16–22). Реорганизация управления царством при Соломоне (3Цар. 4:7–19) еще более усилила эту тенденцию. После его смерти Израиль распался на Южное (Иудейское) царство, включавшее К. Иуды, Симеона и «половину» К. Вениамина, и на Северное (Израильское) царство, куда вошли остальные «десять колен» (реально девять с половиной). Израильское царство, разгромленное Ассирией, пало в 722 г. до Р.Х. В 586 г. до Р.Х. население Иудейского царства было уведено в вавил. плен, из которого вернулась лишь часть народа. Но несмотря на падение царств, пророческие обетования давали надежду на восстановление народа Израиля во всех его К. (Ис 11 и след.), как это возвещается в Иез. 47:13; Иез. 48:1–29 и в Откр. 7:4–8. Иисус обещает Своим ученикам, что они будут судить двенадцать К. Израилевых (Мф. 19:28). Павел говорит о двенадцати К. «наших» (Деян. 26:7) и подчеркивает свое евр. происхождение из К. Вениамина (Флп. 3:5). Иаков пишет послание к двенадцати К., находящимся в рассеянии (Иак. 1:1). На вратах нового Иерусалима написаны имена двенадцати К. Израилевых (Откр. 21:12), и ворота города, обетованного у Иезекииля, называются именами К. Израилевых (Иез. 48:31–34).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle