Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Судьи

I. 1) после смерти ⇒ Иисуса Навина (Нав. 24:29–31; Суд. 2:6–10) Израилем «управляли судьи» (Руф. 1:1). Этот кровавый период в истории евр. народа, отмеченный жестокостями (Суд. 9) и насилием (Суд. 19), продолжался вплоть до избрания в цари Саула (1Цар. 10:17; 1Цар. 12). В те времена израильтяне находились под началом своих местных ⇒ начальников и ⇒ старейшин (Суд. 2:7; Суд. 10:18; Суд. 11:5–21; 1Цар. 4:3; 1Цар. 8:4); централизов. власти не было, и каждый правитель поступал как ему заблагорассудится (Суд. 17:6; Суд. 18:1; Суд. 21:25). Ослабли связи между израил. коленами (ср. Суд. 5:15–17), зависть и гордыня завладели душами израильтян (Суд. 8:1–3; Суд. 12:1–6). Народ был разделен на группы:

1) колена, жившие на вост. берегу Иордана,

2) колена, жившие в сев. и средних областях зап. берега Иордана и

3) колено Иуды на юге, отделенное гаваонитянами и иевусеями от остального народа Израилева. В разных местах еще оставалось прежнее ханаан. население (Суд. 1:19.21.27–35; Суд. 3:1–6). Раздробленный, не способный сплоченно выступить против внешних врагов, народ Израиля был беззащитен против грабит. набегов и агрессии со стороны соседей. Причиной таких бедствий стало отпадение израильтян от Господа (Суд. 2:10–13), непослушание и ⇒ идолослужение. Наряду с главным местом поклонения – скинией, находившейся в Силоме (Нав. 18:1; 1Цар. 1:3), израильтяне возводили частные святилища (Суд. 17) и святилища отдельных колен (Суд. 18:30);

2) история Израиля в эпоху С. характеризуется периодич. повторением похожих друг на друга событий. В наказание за отпадение Господь отдавал израильтян во власть врагов (Суд. 2:11–15; Суд. 3:7.12–14 и др.) на относит. короткое или более длит. время (Суд. 6:1; Суд. 13:1), пока они вновь не начинали просить Его о помощи (Суд. 3:9.15; Суд. 4:3). Тогда Он снисходил к их мольбам и воздвигал им судью, который освобождал Израиль от врагов (Суд. 1:18; Суд. 3:31) и устанавливал в стране мир (Суд. 3:11; Суд. 8:28). О повседневной жизни народа в такое мирное время рассказывает Книга Руфь. После смерти очередного судьи вновь происходило отпадение народа от Бога (Суд. 3:12; Суд. 4:1; Суд. 6:1), вспыхивали войны, с новой силой разгорались ссоры между коленами.

II. 1) С., которых Господь ⇒ воздвигал Своему народу (Суд. 2:16.18; Суд. 3:9.15), были не только воен. предводителями и освободителями от чужеземного господства, обеспечивавшими израил. народу право на жизнь. Их предназначение заключалось также в том, чтобы вершить правосудие (Суд. 4:5; 1Цар. 71Цар. 8:3), стоять на страже Божьих заповедей (ср. Суд. 2:17.19), улаживать споры, устранять несправедливость. Девора, на тот момент, когда она призвала Варака к сражению против Сисары, была судьей (Суд. 4:5–7); Самуил, прежде чем выступить в роли судьи, был пророком (1Цар. 3:20). Илий был первосвященником (1Цар. 1:9) и не вел войн, так же как, вероятно, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон (Суд. 10:1–5; Суд. 12:8–15). Гедеон (Суд. 6:1) и Самсон (Суд. 13) были призваны непосредств. Господом, Иеффай был избран народом (Суд. 11:11); о Фоле и Иаире сказано, что они «восстали для спасения Израиля» и были С. Израиля (Суд. 10:1.3). Только Самуил передал этот пост по наследству своим сыновьям (1Цар. 8:1–3). О Гофонииле, Гедеоне, Иеффае и Самсоне известно, что перед началом сражений на них снисходил Дух Господень (Суд. 3:10; Суд. 6:34; Суд. 11:29; Суд. 13:25);

2) судья действовал по поручению Господа, подобно ⇒ Моисею и ⇒ Иисусу Навину. Следует иметь в виду, что власть каждого С. распространялась только на опред. местность и на часть Израил. колен; поэтому одноврем. могли править несколько С. Этим и объясняется то обстоятельство, что годы правления отдельных С. превышают в сумме общую продолжительность эпохи С. Некоторые израильтяне, движимые стремлением к стабильности, пытались учредить в стране цар. власть. Стать царем предлагали еще Гедеону, но он отверг это предложение, указав, что ⇒ царем Израиля является Сам Господь (Суд. 8:22). Самовольное царствование сына Гедеона Авимелеха в Сихеме длилось недолго (Суд. 9). В конце же правления С. желание народа получить царя, «как у прочих народов» (1Цар. 8:5), стало столь сильным, что Самуилу, по велению Господа, пришлось уступить (1Цар. 8:6–9);

3) должность и полномочия судьи [евр. шофет], которые были шире, чем у старейшин народа, но уже, чем у царя, имеют аналоги у финикийцев. Так, согл. Иосифу Флавию, в Тире ок. 560 г. до Р.Х. в течение многих лет не было царя, но существовал целый ряд С. [финик. шуфетим], один из которых был одновр. священником. Такой же титул [лат. суфетес] носили высшие гос. чиновники в Карфагене. ⇒ Право (II).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle