Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Иисус Навин

Иисус Навин [евр. Йехошуа Бин-Нун]:

а) сын Навина из колена Ефрема; вместо прежнего имени – Осия Моисей дал ему имя Иисус (Числ. 13:9.17). Во время странствования по пустыне Моисей поручил И.Н., который был еще юношей (Исх. 33:11), командование войском во время сражения с амаликитянами. Иисус разбил врагов, причем Моисей во время битвы, поддерживаемый Аароном и Ором, молил Бога о победе с жезлом Божьим в руке (Исх. 17:8–16). В Исх. 17 рассказывается о том, что И.Н. должен будет сделать в будущем. В Исх. 24 сказано, что И.Н. с юных лет был служителем Моисея (Числ. 11:28). Он находился на некотором удалении от Моисея, когда тот, проведя на горе 40 дней и ночей, спускался к народу (Исх. 32:17). Позднее И.Н. стал служителем при скинии (Исх. 33:11). В Числ. 11 он с чрезмерным рвением просил Моисея запретить Елдаду и Модаду пророчествовать в стане. И.Н. был в числе соглядатаев, посланных в Ханаан (Числ. 13:9). Когда большинство из них, вернувшись, говорило о невозможности завоевать эту землю, Халев, а затем и И.Н. опровергли это мнение, за что народ, которому они хотели придать мужества, чуть не побил их камнями (Числ. 14:1.6–10). Поэтому из всех израильтян, которым в то время было более 20 лет, Господь допустил в землю обетованную только Халева и И.Н.. Ко времени второго исчисления народа лишь из числа тех, кто входил в первое исчисление (Числ. 26:65), живы были Моисей, Халев и И.Н. Теперь Господь называет И.Н. преемником Моисея, который удостоверяет это ⇒ возложением рук на И.Н. (Числ. 27:16–23; ср. Втор. 3:28; Втор. 31:7.8.23). Уже в Числ. 34говорится о том, что Господь поставил И.Н. вместе с первосвященником Елеазаром во главе тех, кому было поручено делить землю Ханаанскую. После смерти Моисея израильтяне повиновались И.Н. как его преемнику (Втор. 34:9);

б)Книга Иисуса Навина повествует о деяниях И.Н. в то время, когда он был предводителем Израиля. После смерти Моисея Господь повелевает И.Н. готовиться к переходу через Иордан и дает ему соотв. указания (Нав. 1). Переход через реку стал возможен благодаря чуду. В тот момент, когда священники, несшие ковчег завета, ступили в воду, река (выше по течению) остановилась (Нав. 3). По наставлению Господа И.Н. повелел взять из Иордана на память о свершившемся чуде двенадцать камней, из которых затем был сооружен памятник в Галгале. Другие двенадцать камней были поставлены посреди Иордана на том месте, где стояли священники, несшие ковчег завета (Нав. 4);

в) при завоевании Ханаана И.Н. проявил себя талантливым полководцем, послушным Богу и исполняющим Его волю. Так, Иерихон пал благодаря совершенному Богом чуду (Нав. 5:13Нав. 6:26; Евр. 11:30). Но случались и неудачи. В наказание за то, что Ахан украл часть заклятой добычи, Израиль потерпел жестокое поражение от малочисл. жителей Гая. Захватить Гай израильтянам удалось лишь после того, как Господь указал виновного, и тот был побит камнями (Нав. 7:1; Нав. 8:1). Сам И.Н. несет ответственность за то, что заключил союз с гаваонитянами, не вопросив предварит. об этом Господа (Нав. 9). Победив в битве при Гаваоне (Нав. 10), во время которой (вновь благодаря чуду) остановились солнце и луна, израильтяне завоевали юж. часть Ханаана. Сев. часть страны досталась им после победы при водах Меромских и захвата Асора (Хацора) (Нав. 11). Но это не означало, что Израиль стал хозяином всей страны – многие области все еще находились в руках хананеев. Поэтому при разделе Ханаана, проведенном И.Н., многие тер. выделялись только в будущее владение (Нав. 13:1–7). И в этой ситуации И.Н. проявил себя человеком, облеченным доверием народа и заслужившим всеобщее почитание. После завершения раздела земли израильтяне дали ему в наследств. владение, как он и просил, город Фамнаф-Сараи на горе Ефремовой (Нав. 19:49.50);

г) в конце жизни И.Н. собрал колена Израиля в ⇒ Сихеме. В своей речи он напомнил израильтянам о всех благодеяних Господа и призвал их верой и правдой служить Богу. В этот день он заключил с народом завет и дал ему «постановления и закон». Об этом он написал в книге Закона Божьего и во свидетельство заключ. завета положил большой камень под дуб, который рос возле святилища Господня. И.Н. умер в возрасте 110 лет и был погребен в Фамнаф-Сараи (Нав. 24).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle