Книга Иисуса Навина
I. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ
В Нав. 24 сказано, что Иисус Навин собственноручно записал рассказ о заключении завета в Сихеме в «книгу закона Божия». С др. стороны, ясно, что заключит. стихи книги были дописаны уже после смерти Иисуса Навина, Елеазара и других людей этого поколения. Назв. стихи, как и приведенный в Нав. 15:13–19 (ср. Суд. 1:10–15) рассказ о завоевании Халевом Хеврона и Давира – событии, произошедшем позже, – были внесены в книгу для создания полной картины событий. Но все же вполне вероятно, что рассказ об этих событиях в его нынешнем виде был записан еще при жизни Иисуса Навина. Во всяком случае, можно предположить, что книга обрела свою окончат. форму до времени правления Соломона, когда хананеи еще жили в Газере (ср. Нав. 16 с 3Цар.9:16), или даже до времени правления Давида, когда иевусеи еще занимали крепость в Иерусалиме (ср. Нав. 15:63 с 2Цар. 5:6.7).
II. МЕСТО В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Первое слово К.И.Н. – «И» (так в MT) показывает, что она теснейшим образом связана с Пятикнижием Моисея, повествование которого прямо продолжает. Описанием завоевания Ханаана книга завершает рассказ об освобождении богоизбр. народа от егип. рабства. В евр. Библии К.И.Н. считается первой в ряду историч. книг (Нав – 4 Цар, искл. Руфь.), объединенных под общим названием «главные, или ранние, пророки». Если в центре Пятикнижия Моисея находится Закон, то «ранние пророки», как пророки вообще, проповедуют Божье владычество над Его народом и над язычниками (ср. Нав. 24).
III. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ
Книга состоит из 24 глав и делится на три основные части:
I. Завоевание земли обетованной (Нав. 1–2):
1. Подготовка к завоеванию:
а) Бог ободряет Иисуса Навина, народ уверяет его в своем совершенном послушании (Нав. 1);
б) лазутчики в Иерихоне (Нав. 2);
в) переход через Иордан, установление памятных камней (Нав. 3:1; 4);
г) обрезание и Пасха; манна перестает падать; ангел Господень называет Галгал святым местом (Нав. 5).
2. Захват страны:
а) чудесное взятие Иерихона (Нав. 6);
б) поражение от жителей Гая, вызванное воровством Ахана, и захват Гая (Нав. 7– Нав. 8:29);
в) благословение и проклятие на горе Гевал (Нав. 8:30–35);
г) хитрость гаваонитян (Нав. 9);
д) победы на юге и севере страны (Нав. 10:1; 11);
е) перечисление побежденных царей (Нав. 12).
II. Раздел земли обетованной (Нав 13–22):
1. Уделы двух с половиной колен к востоку от Иордана (Нав. 13).
2. Распределение по жребию ханаан. земель между прочими коленами (Нав. 14–19).
3. Города-убежища и левит. города (Нав. 20:1; 21).
4. Возвращение двух с половиной колен в свои уделы на восток от Иордана и спор вокруг сооруженного у Иордана жертвенника (Нав. 22).
III. Прощание Иисуса Навина и его смерть (Нав. 23–24):
1. Наставления старейшинам Израиля (Нав. 23).
2. Народное собрание в Сихеме: обязательство Израиля служить Господу; смерть Иисуса Навина и Елеазара и их погребение (Нав. 24).
IV. Особое место, которое К.И.Н. занимает среди других ветхозаветных книг, определяется и ее ТЕОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ. Тесно связанная с Пятикнижием Моисея, она, как бы подводя итог сказанному в нем, свидетельствует о верности, с которой Бог исполняет обетования, данные Им Аврааму. Несмотря на все трудности, с которыми пришлось столкнуться израильтянам во время странствования по пустыне и при завоевании земли обетованной, народ Божий, ведомый Господом, достиг заветной цели. На протяжении всей книги, от первой до последней главы, фигура Иисуса Навина остается как бы на втором плане. Поэтому становится очевидно, что не человек, но только Сам Бог способен привести народ к великой победе, суть которой – обретение земли обетованной. Иисус Навин является лишь орудием в руках Божьих. Эта мысль ясно сформулирована в Нав. 21:44.45: «И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их [...] Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось».
В К.И.Н. также показан Божий гнев, вызванный человеч. грехами. Только этим можно объяснить жестокость войны, которая велась до полного уничтожения врага. Хананеи настолько погрязли в грехе, что праведный Бог вынужден был наказать их – истребить их руками израильтян. Это должно было уберечь израильтян от смешения с хананеями, от принятия их обычаев и их идолопоклонства. Но здесь израильтяне проявили слабость. Иисус Навин ясно осознавал опасность, которая угрожала Израилю в том случае, если не все враждебные народы будут уничтожены, и пытался устранить ее, созвав народное собрание в Сихеме. Возобновление завета должно было напомнить народу о том, что Господь, как Святой Бог, Бог ревнитель (Нав. 24:19), строго следит за тем, обратится ли Израиль к идолам других народов или же всем сердцем останется с Ним. Господь не мог мириться с чужими «богами», не должен был мириться с ними и его народ, призванный на свящ. войну во имя своего Бога. Израиль проявил слабость и оказался неспособным служить Господу, но, тем не менее, он должен был вести бескомпромиссную борьбу с богопротивными силами (Нав. 24). Т.о., Иисус Навин принадлежит к числу пророков, боровшихся за то, чтобы Божий народ, любовно избранный Богом в Его «удел» (ср. Исх. 19:4–6), нераздельно оставался с Ним. Необходимо было безжалостно обнажать грехи народа, его отпадение от Бога, неверность и безразличие, с тем чтобы вновь призвать его к смирению перед Господом – к беспощадной борьбе с грехом и неверием в своем сердце. Только так Божий народ может пребывать с Господом, Которому он принес клятву верности.