Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга Захарии

Книга Захарии Захария занимает особое положение среди пророков, поскольку ему в первый период его служения были даны откровения в видениях, смысл которых он сам не мог постигнуть, поэтому ангел дал ему соотв. разъяснения.

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

1) пр. Захария был священником. Его отец, Варахия, был сыном Аддо (⇒ Иддо) (Зах. 1:1,7), главы одного из священнич. родов, возвратившегося из вавил. плена (Неем. 12:4.16). Поскольку в роли пророка Захария выступил уже в 520 г. до Р.Х., то, вероятно, он родился в плену. Во времена первосвященника Иоакима он был главой своего рода (Неем. 12:16). Видимо, Варахия умер рано, поскольку Захария назван сыном Аддо (Иддо) (1Езд. 5:1; 1Езд. 6:14). Впервые пророк получил слово от Господа в восьмой месяц второго года правления царя Дария, т.е. в октябре-ноябре 520 г. до Р.Х., через два месяца после выступления Аггея (Агг. 1:1). Последнее упоминание о слове Господнем к Захарии относится к ноябрю-декабрю 518 г. до Р.Х. (Зах. 7:1). О дальнейшей жизни пророка ничего неизвестно;

2) согл. иуд. и христ. традициям, автором всей книги считается сам Захария, в этом качестве его цитировали евангелисты (Зах. 9:9; Мф. 21:5; Зах 11 и след.; Мф 27 и след.; Зах. 12:10; Ин. 19:37) и Иисус (Зах. 13:7; Мф. 26:31). Если о Зах. 1–8 совр. исследователи уверенно говорят как о произведении самого Захарии, то подлинность Зах. 9–14 оспаривается начиная с XVII в. Некоторые критики полагают, что у этой части книги было два разных автора, один из которых во времена Исаии написал Зах. 9–11, а второй во времена царя Иосии или после возвращения из плена создал Зах. 12–14. Есть ученые, которые не делят Зах. 9–14 между двумя авторами, но относят эту часть книги к 300 г. или даже к 160 г. до Р.Х. Уже сам этот разброс мнений показывает, что ни одна из версий не является убедительной. Вопреки мнению критиков, принадлежность книги одному автору и ее написание вскоре после вавил. пленения вполне вероятны;

3) К.З. можно условно разделить на три части. Первая часть (Зах. 1–6) содержит обетования, переданные пророку через сновидения и ночные видения, которые начинались в октябре-ноябре 520 г. до Р.Х., вторая часть (Зах. 7–8) включает в себя речи к Израилю, произнес. начиная с ноября-декабря 518 г. до Р.Х. Третья часть – это пророч. слово о языч. народах и пророч. слово об Израиле (Зах. 9–14).

II. СОДЕРЖАНИЕ

1) КОМПОЗИЦИЯ:

Введение. Призыв к покаянию (Зах. 1:1–6).

Часть I. Видения (Зах. 1Зах. 6:15):

1. Кони (Зах. 1:8–17).

2. Рабочие (Зах. 1:18–21).

3. Человек с землемерной вервью (Зах. 2:1–13).

4. Первосвященник Иисус (Зах. 3:1–10).

5. Светильник и маслины (Зах. 4:1–14).

6. Летящий свиток (Зах. 5:1–4).

7. Женщина в ефе (Зах. 5:5–11).

8. Четыре колесницы (Зах. 6:1–8).

9. Заключение: возложение венцов на голову первосвященника Иисуса (Зах. 6:9–15).

Часть II. Путь благословения Божьего (Зах. 7Зах. 8:23):

1. Вопрос о пятом месяце и встречные вопросы Бога (Зах. 7:1–7).

2. Воспоминание о времени до плена (Зах. 7:8–14).

3. Бог всегда остается верным (Зах. 8:1–8).

4. Основа благословения (Зах. 8:9–17).

5. Воздействие на весь мир (Зах. 8:18–23).

Часть III. Последующие речи (Зах. 9Зах. 14:21):

А. Первая речь (Зах. 9Зах. 11:17):

1. Суд над язычниками (Зах. 9:1–8).

2. Обетования для Израиля (Зах. 9Зах. 10:12):

а) Мессия (Зах. 9:9–12);

б) Иуда и Ефрем как орудия Божьи (Зах. 9:13–17);

в) освобождение (Зах. 10:1–12).

3. Слово о пастухах (Зах. 11:1–17):

а) негодные пастухи (Зах. 11:1–6);

б) расторжение союза между Богом и народами (Зах. 11:7–11);

в) расторжение братства между Иудой и Израилем (Зах. 11:12–14);

г) угроза неверным пастухам (Зах. 11:15–17).

Б. Вторая речь (Зах. 12Зах. 14:21):

1. Помощь Господа при защите от врагов (Зах. 12:1–9).

2. Основание нового союза (Зах. 12Зах. 13:9):

а) плач о Пронзенном (Зах. 12:10–14);

б) великое очищение народа (Зах. 13:1–6);

в) верная треть (Зах. 13:7–9).

3. Решающие события (Зах. 14:1–21):

а) спасение Иерусалима от уничтожения (Зах. 14:1–7);

б) спасение миру придет из Иерусалима (Зах. 14:8–11);

в) поражение всех врагов (Зах. 14:12–15);

г) язычники будут приходить в Иерусалим для поклонения (Зах. 14:16–19).

Заключение: полная святость Иерусалима и Иудеи (Зах 14 и след.).

2) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: а) рассказу о видениях и речах Захарии предшествует призыв пророка к покаянию. Захария напоминает народу о судьбе отцов, которые пережили в вавил. плену суд, предсказ. Богом (Зах. 1:1–6). Открывая Захарии Свою волю в видениях (Зах. 1Зах. 6:8), Бог дал ему возможность помочь евр. народу, находящемуся в бедств. положении. На родину вернулась пока лишь малая часть плененных, но возвратившиеся должны утвердиться на родной земле вопреки враждебности соседних народов и восстановить Иерусалим и храм. Захария призван убедить израильтян в том, что их положение не безнадежно, что несмотря на кажущуюся безучастность Бога, Он действует и постепенно закладывает основу для исполнения Своих замыслов. В мире народов царит покой, хотя семидесятилетний срок наказания Израиля уже миновал (Зах. 1:11.12). Но это спокойствие не должно вводить в заблуждение, поскольку за ним стоит твердое намерение Господа восстановить Иерусалим. В невидимом мире идут приготовления к этому.

Враги Израиля уже утрачивают власть (Зах. 1:21), посланец Господа обходит Иерусалим, чтобы установить его границы (Зах. 2:2). Город не должен быть ограничен стеной, ибо Бог желает привести сюда множество народа, и Он Сам будет огненной стеной Иерусалима. Бог стремится сделать Свой народ невероятно многочисл. и присоединить к нему множество язычников. Одноврем. произойдет внутр. преобразование народа. Первосвященник (в Синод. пер. – «великий иерей») уже не должен представать пред Богом в человеч. немощи. Сам Господь защитит его от обвинителей и освятит, позволив ангелам облечь его в торжеств. одежды. Т.о., первосвященник Иисус становится прообразом Мессии (Зах. 3).

Еще один символ преобразования – это изменение светильника, символа Божьего народа (см. Откр. 1:20). Если до сих пор о светильнике заботились священники, не давая ему погаснуть, то теперь масло само вытекает из маслин под воздействием Св. Духа (Зах. 4). Чтобы Израиль стал истинным народом Божьим, необходимо очищение, которое сами люди осуществить не могут. Поэтому Бог истребляет грешников (Зах. 5:4) и само безбожие. Господь Сам защитит этот очищенный народ. Для его защиты от внешних врагов во все стороны будут направлены Божьи колесницы; а для защиты внутри страны на голову первосвященника Иисуса будут возложены венцы (Зах. 6);

б) вторая часть книги – это ответ на вопрос народа. В знак покаяния, в плену соблюдались особые праздники, и теперь возник вопрос, надо ли их соблюдать и в дальнейшем. Ответ Бога гласит: нужен не внешний пост, а внутреннее обращение, послушание и любовь. Если народ Израиля станет общиной истины и мира, то дни поста превратятся в радостные праздники, и израильтяне с таким ликованием обратятся к богослужению, что и язычники будут просить разрешения присоединиться к их торжеству (Зах 7 и след.);

в) в третьей части книги в первом речении пророка сообщается о суде над языч. народами, после чего следует мессианское предсказание об Иерусалиме (Зах 9 и след.). Далее говорится о гибели мировых держав и о восстановлении Северного царства (Зах. 9– 11:3).

В заключение звучит слово суда над негодными пастухами. Некоторые стихи этого отрывка указывают на время Иисуса Христа (Зах. 9:9; Мф. 21:5; Зах. 10:2; Мф. 9:36; Зах 11 и след.; Мф. 26:15; Мф 27 и след.), но можно ли истолковывать в этом плане весь отрывок, неясно. Во втором речении говорится о событиях конца времен: об окончат. спасении Иерусалима и о восстановлении его власти, об очищении народа через суд, о его внутр. преобразовании Духом Божьим и о прощении его грехов. Господь станет «Царем над всею землею», из Иерусалима потекут источники живой воды, язычники придут праздновать праздник Кущей в Иерусалим, который весь будет посвящен Господу (Зах. 12–14). Этим Захария, пророч. слово которого началось с призыва к обращению, переводит взгляд своих слушателей с трудностей, стоявших перед ними, на конечную победу Господа.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle