Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга Иова

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1) К.И. – признанный шедевр др.-евр. поэзии; большая часть ее написана в стихах (Иов. 3:1Иов. 42:6). Книга имеет много общего с книгами премудрости (Притч; Еккл). О том, что человек по имени Иов реально существовал, а не является вымышленным литературным персонажем, говорится в главах 1–2; 42 К.И., а также в Иез. 14:14,20 (ср. Иак. 5:11). Геогр. названия – Уц, Савха [евр. Шуах], Вуз (Иов. 1:1; Иов. 8:1; Иов. 32:2) – указывают на то, что описываемые в книге события происходили в сев.-зап. Аравии, в местах расселения потомков двух сыновей Нахора (Быт. 22:21) и одного из сыновей Авраама от Хеттуры (Быт. 25:2; ⇒ Сава и ⇒ ФеманИов. 1:15; Иов. 4:1). Описание жизни Иова (Иов. 42:16) и совершаемых им жертвоприношений (Иов. 1:5; Иов. 42:8) напоминает рассказ о жизни патриархов и позволяет предположить, что Иов жил во II тысячел. до Р.Х. Это было время, когда арам. племя халдеев (Иов. 1:17) еще не поселилось в районе Персидского залива (это произошло лишь ок. 1000 г. до Р.Х.); имя Иова встречается в егип. текстах, относящихся к XIX в. до Р.Х., как имя князя, правившего в области Дамаска, а в письмах из ⇒ Телль-Амарны – как имя князя Пеллы;

2) АВТОРА К.И. установить невозможно; что касается датировки, то одни исследователи считают, что книга могла быть написана в период, предшествовавший исходу, другие – после возвращения из плена. Однако ее родство с книгами премудрости, совершенство поэтич. форм и глубина ставящихся в ней теологич. проблем дают основания отнести ее к периоду расцвета евр. поэзии при Давиде и Соломоне.

I. КОМПОЗИЦИЯ

К.И., содержащую 42 главы, композиционно можно разделить на след. части:

1. Введение (Иов. 1–2) повествует о праведности Иова и его жизненном благополучии; о споре на небесах между Господом и сатаной, о несчастьях, обрушившихся на Иова; о втором споре на небесах, о болезни Иова и о трех его друзьях, которые, услышав о бедах страдальца, приходят к нему, чтобы утешить.

2. Главная часть книги (Иов. 3Иов. 42:6) содержит речи Иова, его друзей и Господа.

3. Заключительная часть книги (Иов. 42:7–17) повествует о том, что Господь осудил трех друзей Иова и принял его заступничество за них; далее говорится о новом периоде благополучия, который Бог дал Иову.

III. СОДЕРЖАНИЕ

1) Из речей Иова (Иов. 3–27), спорящего с друзьями, можно понять смысл его страданий. Трое друзей пытаются решить его проблему, руководствуясь своими знаниями о Боге. Бог, говорят они, поощряет правого и наказывает грешника (Иов. 4:7–9), след., несчастья Иова – это наказание за какую-то его вину. Они откровенно упрекают Иова (Иов. 11:13–15, 22:4 и след.), а тот, в свою очередь, бурно протестует против их обвинений и приводит им примеры из своей жизни, отстаивая свою праведность (Иов. 26–31). Услышав его ответы, друзья умолкают (Иов 27 и след.; Иов. 32:1);

2) на их месте Иов тоже знал бы, что сказать (Иов. 16:4–6), но ему нужны не благие слова (Иов 12 и след.; Иов. 16:1–3; Иов. 19:1–3), а истинный ответ, и он взывает к Богу (Иов. 13:23–25; Иов. 23:3–5). Иов, как и все (Иов 12 и след.), признает греховность людей (Иов 9 и след.; Иов. 13:23,26), но он отстаивает свою богобоязненность. Его отчаянные жалобы и стенания вновь и вновь возносятся к Господу (Иов. 16:11–14; Иов. 19:6; Иов. 27:2; Иов. 30:21–23); он не отступается от Бога (Иов. 31:35). В состоянии глубочайшей безысходности Иов продолжает твердо верить, что Бог заступится за него и избавит его от бед (Иов. 16:19; Иов. 17:3; Иов. 19:25–27), хотя деяния Господа и кажутся ему непонятными и несправедливыми;

3) после того как друзья Иова замолчали, слово взял Елиуй, раздосадованный тем, что старшие не нашли ответа (Иов. 32). Он говорит, что Бог по-разному может общаться с человеком; через страдания Господь стремится привести человека к покаянию, чтобы затем смилостивиться над ним (Иов. 33:14–30; Иов. 36:5–15). Его праведность снимает все человеч. вопросы (Иов. 34); человек должен склониться перед величием Бога (Иов. 37), открывающимся в Его творении;

4) после слов Елиуя раздается глас Бога. Господь Сам призывает Иова и указывает ему на Свою силу, явленную в том, что Он создал мир (Иов. 28–41). Иов склоняется перед этим откровением Божьей славы: он слишком ничтожен, чтобы спорить с Богом (Иов. 40:4), и к тому же провинился пред Ним, произнося неразумные речи (Иов. 42:3,6). И Господь выносит Свое окончат. решение: слова Иова о Боге верны, а слова его друзей – неправильны, и, лишь приняв заступничество Иова за них, Бог их прощает. Господь не только восстанавливает прежнее благосостояние Иова, но и дает ему вдвое больше того, что он имел до своих несчастий; у него вновь рождаются дети. Восстановление благополучия Иова и его семейства рассматривается некоторыми комментаторами как отступление на позиции человеч. представлений о вознаграждении; но слова Иисуса о вознаграждении ученикам (Мф. 19:29) предостерегают от подобных рассуждений.

IV. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ КНИГИ

1) Основной вопрос, который ставится в К.И., – почему Бог допускает, чтобы страдал праведный? Но ожидаемого ответа в книге нет. Вероятно, смысл посылаемых Господом несчастий в том, что страдание служит очищению и воспитанию (Притч 3 и след.; Евр. 12:4–11), испытанию и утверждению в вере (1Петр 1 и след.). Но тот, кто страдает, подобно Иову, не довольствуется таким ответом. Поскольку мы исходим из собств. представлений о справедливости, то истинный ответ мы можем познать только сердцем: «Теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов. 42:5);

2) кроме того, К.И. называет еще одну причину страданий Иова, о которой тот не знал. Причина его несчастий – не в Боге, а в сатане, стремящемся лишить Иова праведности, сделать его непокорным (Иов. 1:8; Иов. 2:3) Господу и разлучить с Ним (Иов. 1:11; Иов. 2:5). Но ни страдания (ср. Флп. 2:8), ни слова и суждения других людей (ср. Мф. 4:3–7; Мф 16 и след.; Мф. 26:51–54) не смогли отвратить Иова от Бога. Поэтому Церковь всегда видела в Иове живое пророчество о пути и победе Иисуса (ср. Флп. 2:5–11; Евр. 12:2), Своей смертью на кресте и воскресением давшего самый исчерпывающий ответ на вопрос о страданиях праведника (Мф 16:24 и след.). Именно поэтому во II в. по Р.Х., в эпоху страшных гонений на христиан, К.И. зачитывали на богослужениях страстной недели. Страдания Иова – это прообраз страданий Христа, но между ними есть существ. различие: если Христос сознательно прошел путь любви и послушания ради людей, то Иов держался Бога, исходя из собств. нужды и ради собств. спасения.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle