Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Михея

Книга пророка Михея, одна из книг «малых пророков».

I. АВТОР КНИГИ И ВРЕМЯ, В КОТОРОЕ ОН ЖИЛ

Родиной пр. Михея был город Морешет (евр. «владение»; в Синод. пер. Михей именуется «Морасфитином» или «Морасфитянином», Мих. 1:1; Иер. 26:18), по-видимому, это Морешет-Гат (в Синод. пер. – «Морешеф-Геф», Мих. 1:14), располож. в Иудейской долине («Шефеле»). Михей выступал как пророк в период правления царей Иоафама, Ахаза и Езекии (Мих. 1:1), т.е. между 740 и 686 гг. до Р.Х., и, след., был современником ⇒ Исаии. Пророч. речь в Мих. 1:5–8 относится ко времени, предшествующему разрушению Самарии ассирийцами в 722 г. до Р.Х.; след. стихи этой главы (9–16) предсказывают нашествие Синаххериба [евр. Санхерив, в Синод. пер. – «Сеннахирим», см. Ис. 36:1] в 701 г. до Р.Х. Послед. части текста не дают оснований для точных хронологич. привязок. Существует букв. совпадение текстов в Мих. 4:1–3,5 и Ис. 2:2–5. В последнем случае это пророчество обозначено как видение Исаии (Ис. 2:1). Но некоторые исследователи считают первонач. автором Михея (ср. Мих. 3 и Мих. 4:1,2). Не исключено, однако, что оба пророка могли получить дословно совпадающие откровения свыше.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Надписание («заглавие») (Мих. 1:1).

Б. Суд Божий (Мих. 1Мих. 3:12):

1. Суд над Самарией и Иерусалимом (Мих. 1:2–16).

2. Обличение алчных богачей и плач о них (Мих. 2:1–11).

3. Обетование Избавителя и избавления (Мих. 2:12.13).

4. Суд над князьями-насильниками, лжепророками и корыстолюбивыми священниками (Мих. 3:1–12).

В. Спасение (Мих. 4Мих. 5:14):

1. Гора Господня в мирном Царстве (Мих. 4:1–8).

2. Вавилонское пленение и восстановление (Мих. 4:9Мих. 5:1).

3. Пришествие Избавителя (Мих. 5:2–15).

Г. Господь судится с Израилем (Мих. 6Мих. 7:20):

1. Благодеяния Господа и Его требования (Мих. 6:1–8).

2. Грехи города и наказание Божье (Мих. 6:9–16).

3. Последствия греха: разрушение сообщества и всякого единства (Мих. 7:1–6).

4. Упование на помощь Божью и предсказание последних дней (Мих. 7:7–17).

5. Восхваление милости и верности Господа (Мих. 7:18–20).

III. МИССИЯ ПРОРОКА

Михей был призван возвещать кару Божью и грядущее спасение народу, который и в религ., и в общественно-политич. отношении был на пути к гибели. С властью истинного пророка он выступал против «благочестивой лжи» и лицемерия: «А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости» (Мих. 3:8). Он противопоставлял недобросовестности лженаставников требования Господа: «Действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудро ходить пред Богом твоим» (Мих. 6:8). Иеремия свидетельствует, что словам Михея внимал царь и весь народ (Иер. 26:18.19), его пророч. речи содействовали реформе Езекии. Но всеобщее покаяние длилось недолго: уже в царствование Манассии оно сменилось еще более тяжким отпадением от Господа (4Цар. 21:1–18). Истинная помощь всегда является вознаграждением Господним: только Он может послать Избавителя (Мих. 2:12,13). И Михей провидит, что из Вифлеема произойдет Тот, «Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:1; ср. Мф. 2:6; Ин. 7:42).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle