Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга Неемии

I. АВТОР И НАПИСАНИЕ

1) Неемия, сын Ахалии (Неем. 1:1), был виночерпием (⇒ Виночерпий) перс. царя ⇒ Артаксеркса (Артаксеркса Долгорукого; 464–424 гг. до Р.Х.). В 445 г. до Р.Х. Неемия был назначен наместником в Иудею, получив при этом полномочия на восстановление гор. стены Иерусалима (Неем. 2:5–9). Здесь он встретился с ⇒ Ездрой, вернувшимся в Иерусалим еще в 458 г. до Р.Х. Действуя энергично и осмотрительно, Неемия смог восстановить стену за 52 дня (Неем. 6:15). За этим последовало обновление завета с Господом, ставшее результатом проведенной Ездрой религ. реформы (Неем 9–10). Все это произошло в течение первого года наместничества Неемии. О его дальнейшей деятельности известно лишь то, что через 12 лет (в 433 г. до Р.Х.) он явился с отчетом к перс. царю, но затем вновь возвратился в Иерусалим (Неем. 13:6.7) и положил конец возникшим здесь неурядицам. Дата смерти Неемии неизвестна; согл. папирусам Элефантины, в 410 г. до Р.Х. перс. наместником в Иудее был Багохи, первосвященником же в то время был ⇒ Иоханан (12) (Неем 12 и след.);

2) К.Н. содержит в основном собств. записи Неемии (Неем. 1Неем. 7:5; Неем. 12:27–43; Неем.13), списки израильтян, возвратившихся из плена и живших в Иерусалиме (Неем. 7:6–73; Неем. 11Неем. 12:26), а также отчет о публичном чтении Закона и о принятии обязательства соблюдать Закон (Неем 8–10). Один из списков Неемия включил в свои записи (Неем 7 и след.; хотя в других случаях об этом прямо не сказано, исключать такую вероятность нельзя). Исходя из этого, создание книги можно было бы отнести к периоду между 430 и 420 гг. до Р.Х. Тогда текст Неем 12 и след. оказывается более поздним дополнением, поскольку описанные здесь события произошли уже после смерти Неемии (⇒ Дарий (3) ⇒ Иаддуй). Высказываются многочисл. предположения, что книги Ездры (⇒ Книга Ездры, III,2) и Неемии получили свой окончат. вид благодаря составителю книг ⇒ Паралипоменон (III), с которыми они представляют единое целое.

II. КОМПОЗИЦИЯ

А. Неемия – наместник в Иудее (Неем. 1Неем. 2:10):

1. Неемия получает известие о том, что евреи терпят бедствие, потому что стены Иерусалима разрушены (Неем. 1:1–11).

2. Перс. царь направляет Неемию, по его просьбе, наместником в Иерусалим (Неем. 2:1–10).

Б. Восстановление гос. порядка в Иудее (Неем. 2:11Неем. 7:4):

1. Ночной осмотр стены и начало строительства (Неем. 2:11–20).

2. Список израильтян, принимавших участие в восстановлении стены (Неем. 3:1–32).

3. Угрозы врагов и их планы нападения (Неем. 4:1–11).

4. Меры предосторожности, предпринятые Неемией (Неем. 4:12–23).

5. Упорядочение социальных отношений: прощение долгов и отказ Неемии от жалования областеначальника (Неем. 5:1–19).

6. Новые замыслы врагов и окончание строительства стены (Неем. 6Неем. 7:4).

В. Список вернувшихся вместе с Зоровавелем (Неем. 7:5–73).

Г. Упорядочение религ.-нравств. жизни народа (Неем. 8:1Неем. 10:39):

1. Публичное чтение Закона (Неем. 8:1–12).

2. Праздник Кущей (Неем. 8:13–18).

3. Возобновление союза с Богом (Неем. 9Неем. 10:39).

а) публичное покаяние народа (Неем. 9:1–37);

б) подписавшиеся под Законом и взятые ими обязательства (Неем. 9Неем. 10:39).

Д. Перепись жителей по родам (Неем. 11Неем. 12:26):

1. Жители Иерусалима и других городов (Неем. 11:1–36).

2. Списки священников и левитов (Неем. 12:1–26).

Е. Завершение гос. и религ. устройства (Неем. 12:27Неем. 13:3):

1. Освящение стены (Неем. 12:27–43).

2. Порядок богослужений (Неем. 12:44–47).

3. Отделение от язычников (Неем. 13:1–3).

Ж. Последующие реформы Неемии (Неем. 13:4–31).

III. ЗНАЧЕНИЕ КНИГИ НЕЕМИИ

Ездра положил начало духовно-нравств. возрождению евреев, вернувшихся из вавил. плена, но его реформа не была завершена. Храм был восстановлен, но разруш. стены Иерусалима делали город беззащитным перед любым агрессором. Обусловленная этим неуверенность его жителей, окруженных недружелюбными и завистливыми соседями, сковывала их инициативу. Похоже, что первая попытка строительства гор. стены, предпринятая в царствование Артаксеркса, уже потерпела неудачу (1Езд. 4:7–23). Появление Неемии дало евреям, в т.ч. и тем, которые жили в областях, управляемых противниками Неемии (ср. Неем. 4 и карту), новую общую цель и новую надежду. Несмотря на сопротивление извне и многочисл. трудности внутри страны (см. Неем. 3:5; Неем. 4:10; Неем. 5:1; Неем. 6:16–19; Неем 13 и след.), Неемии удалось в кратчайший срок справиться с задачей; восстановление стены способствовало укреплению самосознания народа. Евреи вновь смогли осознать свою избранность как народа Божьего. Ездра получил возможность продолжить свою религ.– нравств. реформу, которая с возобновлением завета нашла свое завершение; первым, кто подписал возобновленный завет, был Неемия (Неем. 10:2). Т.о., Ездра и Неемия вместе заложили новое основание иуд. религии. Заключит. глава, Неем. 13:1, показывает, однако, что ни гос. устройство, ни новый порядок богослужения не смогли привести к настоящему, нравств. обновлению народа.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle