Книга Плач Иеремии
I. НАЗВАНИЕ КНИГИ И ЕЕ АВТОР
В евр. Библии книга П.И. названа словом эха (с этого слова всегда начинался плач по умершему) – по первому слову глав 1-й, 2-й и 4-й. Ее более древнее евр. название – кинот («скорбные песни»). К.П.И. помещают не среди книг пророков, а в третьей части евр. Библии, «Писаниях» (кетувим). Как четвертый из пяти свитков (мегиллот ⇒ Библия, I,1) К.П.И. до сих пор читается ежегодно в девятый день месяца «ав» (⇒ Календарь) в воспоминание о разрушении Соломонова храма и храма Ирода. Греч. название этой книги – трэной («скорбные песни»). Как евр., так и христ. предания автором книги называют пр. Иеремию (ср. 2Пар. 35:25). Септуагинта и Вульгата присоединяют К.П.И. к Книге пророка Иеремии и добавляют в качестве введения к Плачу след. текст: «И так случилось, что после того, как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим разрушен, Пророк Иеремия сидел и плакал и произнес эту плачевную песнь над Иерусалимом». То, что автор сообщает о пережитых страданиях, также, скорее всего, указывает на Иеремию (Плач. 3:14,52–58). Этой традиции противостоят мнения некоторых исследователей ВЗ, и прежде всего их предположение о том, что песни принадлежат разным авторам. Сегодня однозначно решить этот вопрос, видимо, невозможно.
II. ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
К.П.И. была написана после разрушения Иерусалима. Разрушены крепости Иудеи (Плач. 2:2), пали стены Иерусалима, завоеватели проникли в храм и разграбили его сокровища (Плач. 1:10). Драгоценные камни святилища «раскиданы по всем перекресткам» (Плач. 4:1), а жители Иерусалима уведены в плен (Плач. 1:5). С момента разрушения, видимо, прошло совсем немного времени, поскольку ужасы осады еще свежи в памяти автора (Плач 2 и след.; Плач 4 и след.,9 и след.). В К.П.И. не говорится о нужде, тоске и надежде пленников (ср. Пс. 125:1; Пс. 136:1), лишь в конце книги содержится краткая просьба о возвращении домой (Плач. 5– в Синод. пер. речь идет об обращении к Богу; евр. текст допускает оба толкования). Т.о., К.П.И., вероятно, была написана в период между разрушением храма в августе 587 г. до Р.Х. (Плач. 4:1) и бегством последних, остававшихся в стране иудеев в Египет в 586 г. до Р.Х., когда Иеремии также пришлось покинуть страну.
III. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
1) К.П.И. – это поэтич. произведение. Стихотворный размер, используемый в книге (кина ⇒ Поэзия), характерен для плача по умершим. Из пяти песен (гл. 1–5) четыре (1, 2, 4, 5) содержат по 22 стиха, а одна (3-я) – 66 стихов. В 1-й, 2-й и 4-й песнях 22 начальные буквы стихов в своей последовательности соответствуют евр. алфавиту (форма акростиха). В 3-й песне каждые три стиха начинаются с одной буквы; в 5-й песне автор отказывается от этой строгой формы, и с другими ее объединяет только одинаковое количество стихов;
2) основное содержание всех песен одинаково – горе людей и ужас катастрофы, но все же произошедшие события рассматриваются с разных т.зр. В 1-й песне показано бедствие Иерусалима, 2-я песнь определяет случившееся как Божий суд. В 3-й песне пророк рассказывает о своих собственных переживаниях, испытанных гонениях и духовном опыте. Песн. 4 вновь указывает на то, что бедствия Израиля – это не что иное, как следствие нарушения основных жизненных устоев народа (Плач. 4:11): младенцы умирают от голода, старцы не находят милосердия, лжепророки и священники проливают кровь праведников, даже помазанник Господень попал в плен. Но падение уже достигло наибольшей глубины: наказание дщери Сиона закончилось, и Господь никого более не позволит изгнать. Песн. 5 указывает на предпосылки для обновления, призывая к исповеданию грехов, которые должны быть признаны и исповеданы.
IV. КОМПОЗИЦИЯ
1. Бедственное состояние Сиона (Плач. 1:1–22):
а) безутешный, презираемый Иерусалим (Плач. 1:1–11);
б) плач Иерусалима (Плач. 1:11–22).
2. Бедствие и его причины (Плач. 2:1–22):
а) Божий суд (Плач. 2:1–12);
б) вопль страждущих (Плач. 2:13–22).
3. Духовный опыт Иеремии (Плач. 3:1–66):
а) познание Божьего милосердия (Плач. 3:1–24);
б) познание новой милости Бога (Плач. 3:25–36);
в) необходимость спасит. исповедания (Плач. 3:37–48);
г) осознание того, что мольба услышана (Плач. 3:49–66).
4. Бедствия, вызванные Божьим судом (Плач. 4:1–22):
а) исчезновение материнской любви (Плач. 4:1–11);
б) грехи пророков и священников (Плач. 4:12–22).
5. Путь к спасит. исповеданию (Плач. 5:1–22):
а) грехи отцов (Плач. 5:1–7);
б) исповедание собств. вины (Плач. 5:8–18);
в) молитва об избавлении (Плач. 5:19–22).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Бог явил Свою праведность, исполнив суд над Своим народом. Теперь наказание Господне должно проявиться в полной мере. Он попустил врагов Иакова выступить против народа Израиля; Бог использовал их так, что Иерусалим «сделался мерзостью среди них» (Плач. 1:17). Бог Сам уподобился врагам Своего народа (Плач 2:4 и след.). Господь отверг Свой жертвенник и отвратился сердцем от Своего святилища. Бог сделал так, что враги злорадствуют над поверженным Иерусалимом, у которого нет утешителя (Плач. 1:21). Если раньше народ не хотел слушать Бога, то теперь Господь не желает слушать Свой народ: «Ты закрыл себя облаком, чтобы не доходила молитва наша» (Плач. 3:44). Бог не позволяет насмехаться над Собой, но исполняет предвозвещенный суд (Плач. 2:17). Однако Господь знает меру гнева – его силу (Плач. 3:22) и продолжительность. Божье милосердие обновляется каждое утро. Он внемлет молитвам тогда, когда люди каются и очищают себя от грехов. Поэтому в конце книги автор может обратиться к Господу с молитвой. Народ должен вернуться к Богу, и только потом он сможет возвратиться на родину (Плач. 5:21). На фоне ужасов совершаемого суда К.П.И. рисует светлый образ Бога.