Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Аввакума

I. АВТОР

Аввакум [евр. Хаваккук, «объемлющий, охватывающий» ] был пророком из Иудеи; сочиненный им псалом (Авв. 3) с указаниями к его исполнению (в храме, Авв. 3:19), видимо, свидетельствует о том, что Аввакум был певцом из левитов. Язык книги отмечен особой поэтич. выразительностью.

II. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Предположит. Аввакум жил во времена царей Иосии и ⇒ Иоакима, т.е. был современником пр. Иеремии. В то время храм еще не был разрушен (Авв. 2:20). В книге (Авв. 1:6) говорится о растущей мощи халдеев (что соответствует концу VII в. до Р.Х.); создается впечатление, что пророк был свидетелем вступления халдеев в Палестину. Из апокрифич. дополнения Септуагинты к Дан. 6(о вавил. драконе) следует, что Аввакум, согл. иуд. преданию, был современником Даниила.

III. СОДЕРЖАНИЕ

К.п.А. – восьмая в ряду книг т.н. малых пророков. В ней речь идет об ужасающем падении нравов в Иудее (Авв. 1:3–4) и угрозе нападения халдеев (Авв. 1:6–17). Словно заступив «на стражу» и расположившись «на башне» (Авв. 2:1), пророк наблюдает за погрязшим в неправде народом и видит творящееся в мире зло. Сердце его вопрошает: для чего Бог допускает зло? И доколе так будет? (Авв 1 и след.,13). Он получает ответ, который позднее станет лейтмотивом Послания ап. Павла к римлянам: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4; Рим. 1:17). После того как Господь дал Аввакуму возможность увидеть будущее (Авв. 2), пророк в псалме, который одноврем. является и молитвой, заступается за невиновных, уповая на их спасение и радость о Господе (Авв. 3).

IV. КОМПОЗИЦИЯ

Композиционно К.п.А. подразделяется на три части:

1) первый диалог с Богом: почему Бог не покарает безбожную Иудею? (Авв 1 и след.) – Суд грядет!;

2) второй диалог: почему «нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» – Жди и верь! (Авв 2 и след.). Горе нечестивым!. Да молчит вся земля пред лицем Господа!;

3) торжество веры: благодарств. молитва и восхваление Господа (Авв. 3:1–17). «Буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего», «Господь – сила моя».

V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ

Основная идея К.п.А. – возвещение оправдания верой. Цитата из нее (Авв. 2:4) приводится в Рим. 1:17; Гал. 3:11; Евр. 10:38. Наряду с этим в Деян.13 цитируется изречение из Авв.1 как предостережение тем, кто отказывается от милосердного Божьего дара.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle