Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Царь

I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

1) гос-во израильтян, в отличие от всех соседних гос-в, было теократическим. Ц. Израиля был Яхве (Втор. 33:5; Пс. 149:2; Ис. 33:22; ср. 1Цар. 8): Он давал народу Свои ⇒ законы и установления (Исх. 20:11–17), открывал Свою волю через ⇒ урим и туммим и через Своих ⇒ пророков (Втор. 18:15–22). Моисей и Иисус Навин лишь представляли Бога, руководя народом не по собств., а по Его воле (Исх. 3:10; Числ. 27:18–20). После их смерти религ. и обществ. порядок нарушился: израильтяне стали поступать, исходя из собств. представлений о справедливости (Суд. 17:6). Не смогли кардинально изменить к лучшему жизнь народа и ⇒ судьи, вновь и вновь посылаемые Богом для освобождения израильтян, когда те взывали к Нему, оказавшись под чужеземным гнетом (Суд. 2:16–23). Угроза Израилю, исходившая от ⇒ филистимлян (ср. 1Цар. 13:19–22), а также продажность сыновей Самуила послужили поводом к тому, чтобы народ потребовал себе Ц. и, т.о., отверг владычество Бога (1Цар. 8). Господь удовлетворил требование народа, дав ему Ц. (1Цар. 8:7.22);

2) Ц. должен был стать наместником и заместителем Бога, водимым Св. Духом (1Цар. 10:6; 3Цар. 3:8–15). В Законе, даров. евр. народу еще до вступления в Ханаан, учитывалась возможность появления у израильтян Ц. (Втор. 17:14–20), при этом особо подчеркивалась обязанность этого Ц. повиноваться Божьим заповедям. Несмотря на предостережения Самуила, первый израил. царь ⇒ Саул не смог выполнить этого требования; непослушание Ц. привело к его свержению (1Цар. 13:9–14; 1Цар. 15:13–23). Преемник Саула ⇒ Давид (XI), напротив, был и остался – несмотря на свои прегрешения – человеком по сердцу Божьему (1Цар. 13:14; Деян. 13:22). Господь даровал Давиду обетование о том, что цар. власть навсегда останется у его потомков (2Цар. 7) и из его рода произойдет праведный владыка (⇒ Мессия ⇒ Иисус Христос ⇒ Имена Иисуса Христа, III,А) ⇒ Царства Божиего (2Цар. 23:1–5). Эта надежда продолжала жить и в те времена, когда иудейские Ц. становились все более безбожными, а государство в конце концов было уничтожено (587 г. до Р.Х.). Однако в течение столетий с образом Мессии стало связываться так много ложных (т.е. противоречащих Библии) представлений, что явление Иисуса, ставшее долгожданным исполнением обетования, уже не соответствовало ожиданиям Его современников, и поэтому Он натолкнулся на их неприятие;

3) стабильность Южного, Иудейского, царства контрастирует с частой сменой династий и отдельных правителей в Северном, Израильском, царстве. Хотя призвание Господом Иеровоама I (3Цар. 11:29–39) стало возмездием за идолопоклонство Соломона (3Цар. 11:33), оно не коснулось обетования, данного Давиду (3Цар. 11:36). Условием обещанного Иеровоаму благословения было его личное послушание Богу (3Цар. 11:38), но он, как и все его преемники, оказался духовно несостоятельным (3Цар. 12:26–33). С этого времени порядок передачи престола от отца к сыну все чаще нарушается в результате заговоров и цареубийств (3Цар. 15:27; 3Цар. 16:9; 4Цар. 15:10.14.25.30). Вероятно, т.о. вершится Божий суд (3Цар. 15:29–32; 3Цар. 16:11–20), но конкретное поручение такого рода Бог дал только Ииую (4Цар. 9:1–13). Представляется, что в случае с Амврием и Фамнием (3Цар. 16:16.21) имели место своего рода выборы, осуществленные народом по воле Господа; правивший позднее Менаим отличался жестокостью, бесчестными поступками и идолопоклонством (4Цар. 15:16).

II. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ

Для народа Божьего Ц. был Божьим ⇒ помазанником (1Цар. 10:1; 1Цар. 16; 3Цар. 1:32–35). Помазание должно было свидетельствовать о том, что новый Ц. поставлен Богом и что он получил от Него соотв. дарования. Знаками цар. власти явл. венец и скипетр (Быт. 49:10; 2Цар. 1:10). Истинные пророки – Нафан (2Цар. 12), ⇒ Илия (3Цар. 21), Михей, сын Иемвлая (3Цар. 22:8–12), и др. – вновь и вновь предъявляли земным владыкам требования Господа. Лжепророки же льстили им, как это было, напр., в случае с Ахавом, которого они провоцировали на войну против Рамофа Галаадского (3Цар. 22). Отношение неправедных Ц. к богослужению в Иерусалимском храме и к священству в решающей степени определило приговор, который вынес им Бог (3Цар. 22:43; 4Цар. 16:2–4). Цари Северного царства навлекли на себя проклятие (3Цар. 16:2) тем, что продолжали поклоняться изображениям тельца, которые Иеровоам I установил в Вефиле и Дане (4Цар. 17:21–23; ср. 3Цар. 12:28–32). Но еще губительнее оказалось идолопоклонство, в котором были повинны и иуд. Ц. – Ахаз, Манассия, Амон (4Цар. 16:1; 4Цар. 21:1). ⇒ Высота.

III. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЦАРЯ

Израил. Ц. (см. статьи по именам отдельных Ц. и хронологич. таблицы) были предводителями войска во время войны (1Цар. 12:2). Однако Давид нередко отправлял в поход только своего военач., а сам оставался в Иерусалиме (2Цар. 10:7; 2Цар. 11:1). В руках Ц. находилось управление страной. Он был верховным судьей (3Цар. 3:9); в его пользу взимались подати (1Цар. 8:14–17; ⇒ Подати). Для сбора податей Соломон назначил в уделы десяти колен Израилевых (уделы Иуды и Симеона не названы) 12 приставников, подчиненных одному начальнику (3Цар. 4:7–20). Кроме них, цар. службу несло множество других чиновников и военачальников различного уровня (см. 2Цар. 8:15–18; 2Цар. 20:23–26; 3Цар. 4:1–6; 1Пар. 27:25–34 и соотв. статьи); их содержание обеспечивалось за счет податей, взимаемых с населения, а иногда и прямых экспроприаций (1Цар. 8:14–22). кроме того, Ц. мог привлекать израильтян к оброчным работам. Иногда в Библии говорится о совещат. или согласит. функциях ⇒ старейшин (3Цар. 12:6) или собрания израильтян (1Пар. 13:1–4), однако нет никаких сведений об ограничении цар. власти или контроле над ней.

IV. ЦАРИ, ПРАВИВШИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИЗРАИЛЯ

Помимо Ц. Израиля в Библии упоминаются Ц. других стран и областей, обладавшие высшей, неогранич. властью:

1) правители великих держав: в ⇒ Египте – ⇒ фараон; в ⇒ Ассирии – ⇒ Феглаффелласар, ⇒ Салманасар, ⇒ Саргон, ⇒ Сеннахирим, ⇒ Асархаддон, ⇒ Аснафар; в ⇒ Вавилонии – ⇒ Меродах-Валадан, ⇒ Навуходоносор, ⇒ Евилмеродах, ⇒ Нергал-Шарецер, ⇒ Валтасар; в ⇒ Персии – ⇒ Кир, ⇒ Дарий, ⇒ Артаксеркс; а также ⇒ Александр Македонский, Кесарь;

2) правители малых царств: месопотамские Ц., современники Авраама (Быт. 14:1), ⇒ Ог, Ц. васанский, и ⇒ Сигон, Ц. есевонский (Втор. 29:7); месопотамский Ц. ⇒ Хусарсафем (Суд. 3:8); арам. (сир.) правители ⇒ Разон, ⇒ Венадад, ⇒ Азаил, ⇒ Рецин, ⇒ Адраазар (2Цар. 8:3), ⇒ Фой (ст. 9), Ц. ⇒ Маахи (2Цар. 10:6), ⇒ Фалмай (2Цар. 3:3), Ц. ⇒ Емафа и ⇒ Арпада (4Цар. 19:13). Из Ц. племен упоминаются ⇒ аммонитяне ⇒ Наас (1Цар. 12:12), ⇒ Аннон (2Цар. 10:1) и ⇒ Ваалис (Иер. 40:14); ⇒ моавитяне ⇒ Валак (Числ. 22:4), ⇒ Еглон (Суд. 3:12) и ⇒ Меша (4Цар. 3:4), а также цари ⇒ Эдома (Быт. 36:31–39). Аравийские Ц., видимо, были не более чем вождями племен: ⇒ мадианитяне Зевей и Салман (Суд. 8:12), ⇒ амаликитянин Агаг (1Цар. 15:8), кедарянин ⇒ Гешем. Набатей ⇒ Арета IV (2Кор. 11:32), напротив, обладал значит. властью;

3) еще менее влият., чем Ц. племен, были Ц., правившие отдельными городами. Особняком среди них стоят ⇒ финикийцы ⇒ Хирам и ⇒ Ефваал, которые благодаря своим обширным торг. связям добились значит. международного влияния. ⇒ Филистимские князья также в некоторых случаях названы Ц., напр. ⇒ Авимелех, Ц. герарский, ⇒ Анхус, Ц. гефский, и Ц. Газы (Зах. 9:5). Среди многочисл. Ц. ханаан. городов упоминаются ⇒ Мелхиседек и пять Ц., чьи владения располагались в районе Мертвого моря (Быт. 14:2) – все они были современниками Авраама; говорится также о ⇒ Емморе, Ц. Сихема, современнике Иакова, кроме того, о Ц. Арада (Числ. 21:1), о Ц., побежденных Иисусом Навином (Нав. 12:9–24), и о ⇒ Иавине (2);

4) о Ц., правивших в период между ВЗ и НЗ. ⇒ Маккавеи; о Ц., правивших в новозаветную эпоху, ⇒ Ирод Великий, ⇒ Архелай, ⇒ Ирод Антипа, ⇒ Ирод Агриппа I и Ирод Агриппа II.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle