Урим и туммим
Урим и туммим, согл. Исх. 28:30; Лев. 8:8, небольшие предметы, находившиеся в ⇒ наперснике первосвященника; посредством У. и Т. первосвященник мог узнавать волю Господа по отношению к Израилю (Числ. 27:21). Во Втор. 33эти предметы упоминаются в обратном порядке: «туммим твой и урим твой»; в 1Цар. 28говорится только об уриме. После царствования Давида У. и Т. более не упоминаются, а после возвращения евреев из плена их уже вообще не было, о чем сообщается в 1Езд. 2:63; Неем. 7:65. В иуд. преданиях, а также в трудах Иосифа Флавия и Филона ничего определ. об У. и Т. не сказано; в Сир. 45:12 приведена прямая цитата. Когда в Библии говорится о том, что Израиль вопрошает Господа (Суд. 1:1; Суд. 20:18.23; Нав. 9:14), то, вероятно, имеется в виду обращение к Нему с вопросом через У. и Т., особенно если при этом упоминаются первосвященник (Суд. 20:27.28) и ⇒ ефод (1Цар. 23:9–12; 1Цар. 30:7.8). Часто ответом были «да» или «нет», но иногда это могли быть полные предложения и изречения, выходящие за рамки самого вопроса (1Цар. 10:22; 2Цар. 5:19.23.24). Вопрос мог остаться и без ответа (1Цар. 14:37; 1Цар. 28:6). На основании 1Цар. 10:19–22; 1Цар. 14:36–42 высказывалось предположение, что под У. и Т. подразумеваются камни для бросания жребия. Значение слов – точно не установленное – урим (традиц. толкование: «свет», возможно, как раскрытие некоей вины; другое толкование: «проклятие») и туммим ( «совершенство», «невиновность», «счастье») может служить подтверждением подобной гипотезы. Но убедит. объяснения до сих пор не найдено. ⇒ Свет ⇒ совершенство, совершенный.