Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Свет

I. С. [евр. ор; греч. фос], лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым. С. противоположен ⇒ тьме. В Библии и в раввинистич. литературе слово «С.» встречается очень часто:

1) C. был сотворен Богом по Его произволению (Быт. 1:3–5) в первый день творения мира, еще до того, как были созданы источники С., «светила на тверди небесной» (Быт. 1:14). Поэтому Бог является «Отцом светов» (Иак. 1:17);

2) слово «С.» встречается и в метафорич. выражениях, напр. «говорите при свете» (Мф. 10:27) (т.е. «вы должны публично объявить об этом») или «всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Ин. 3:20) (т.е. «преступник страшится огласки и не желает, чтобы его поступки стали к.-л. известны»);

3) в переносном значении словом «С.» обозначаются предметы, излучающие С., – небесные светила, факелы, лампы, светильники и т.д.; так, Петр во дворе дома первосвященника «грелся у света» (Мк. 14:54; так – в греч. тексте), т.е. у открытого огня. Иногда С. названо то, что освещается: «все, делающееся явным, свет есть» (Еф. 5:13). В данном случае имеется в виду верующий, который, воспринимая Божье откровение, превращается в источник С. и становится носителем Божеств. свидетельства в ⇒ мире: «Вы – свет мира» (Мф. 5:14);

4) в раввинистич. литературе слово «С.» обозначает: а) в нравст. аспекте – всё, что противостоит греху, особенно честные и справедливые деяния; б) в истории спасения – счастье, радость, спасение, избавление; в) это слово употребляется также и как собств. имя ⇒ Мессии.

II. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СВЕТ» В БИБЛИИ.

Бог являет Свою власть над С. и тьмой; Он «образует свет и творит тьму», Он «делает мир и производит бедствия» (Ис. 45:7). Т.о., С. обозначает Бога и сферу божественного. В прологе Ев. от Иоанна понятия ⇒ «слово» и «С.» взаимосвязаны. С. – это наивысший Божий дар, который наполняет жизнь духовностью. Как сказано в Еф. 5:9: «Плод света во всякой доброте, и праведности, и истине» (цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана):

1) С. как символ Божеств. сущности – в этом суть проповеди ап. Иоанна, открывшего Церкви, что «Бог есть свет» (1Ин. 1:5). Бог назван С., потому что Он обладает наивысшей ⇒ истиной и всеведением: «Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним» (Дан. 2:22);

2) Бог не только Сам является С., но и позволяет Своему народу приобщиться к Своей светлой сущности; Он озаряет Своих чад С. Своего лица (Числ. 6:25; Пс. 4:7), свидетельствуя тем самым о Своей благости и милости (ср. Пс. 88:16). Бог и Иисус Христос называются С., ибо Они просвещают человека небесным С. (ср. 2Цар. 22:29; Пс. 26:1; Ис. 60:3.19; 1Ин. 1:5), а Закон Божий является «светом для народов» (Ис. 51:4; ср. Пс. 118:105);

3) Иисус как Сын Бога является «сиянием Его ⇒ славы и ⇒ образом ипостаси (т.е. сущности) Его» (Евр. 1:3). В Иисусе Христе заключены ⇒ жизнь и С. (Ин. 1:4), причем обе эти составляющие равнозначны. Свидет-вуя о Себе, Иисус называет Себя «светом мира» и обещает последовавшим за Ним «свет жизни» (Ин. 8:12). Он призывает обратиться к С. и веровать в Него, с тем чтобы стать «сынами света» (Ин. 12:36);

4) подобно Христу, С. названа и Его Церковь (Мф. 5:14; Еф. 5:8) – Его Тело (Еф. 1:22.23). Хождение во С. (1Ин. 1:7–9), противопоставляемое пребыванию в греховной тьме (ср. Иов. 24:13), включает в себя ⇒ исповедание собств. грехов и заботу о душах ближних (Ин. 3:20.21; Еф. 5:13.14; Евр. 13:17). Кто судит себя сам, тот не будет судим Богом (1Кор. 11:31), Который «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор. 4:5);

5) В НЕБЕСНОМ ИЕРУСАЛИМЕ,

когда наша вера достигнет полноты в непосредств. созерцании Бога, в Божьем С. мы увидим свет (Пс. 35:10), т.к. Бог есть истинный С., воплощение совершенства, истины и мудрости. Проникнутые Божьим С. истины и мудрости, мы познаем Бога как начало всех начал и, просветленные этим знанием, обретем блаженство в озарении Божьей славы (Откр. 21:23);

6) САТАНА КАК АНГЕЛ СВЕТА.

Дьявол во все времена стремился занять место Бога и добиться человеч. поклонения (Мф. 4:9). Поэтому неудивительно, что он пытается копировать Божественную сущность. Именно по этой причине Павел предостерегает коринфян не только от лжеапостолов, но и от сатаны, который принимает вид ангела С. (2Кор. 11:14). Чтобы не быть обманутыми, христианам надлежит все подвергать испытанию (1Фес. 5:21; 1Ин. 4:1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle