Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Жизнь, живой

I. ТЕЛЕСНАЯ ЖИЗНЬ

1) в ВЗ под словом «жизнь» [евр. хайим] подразумевается прежде всего телесная Ж. человека, т.е. тот ее период, который ограничен рождением и смертью. Сущность Ж. видится в таких ее проявлениях, как голод и жажда, любовь и ненависть. В этом значении понятие «Ж.» тесно связано с понятиями ⇒ плоть [евр. басар] и ⇒ душа [евр. нефеш]. Бог – Творец Ж., тела и души (Быт. 2:7); Он вдохнул в человека «дыхание жизни», и «стал человек душею живою». Т.о., Бог – это «источник жизни» (Пс. 35:10), в т.ч. и для животных, и для растений (Быт. 1:24; Втор. 10:14). Однако человек занимает особое место среди живых существ (ср. Пс. 8), т.к. только в него Бог вдохнул дыхание Ж., т.е. наделил его какой-то частью Своей сущности и Своей Ж. Среди даров, данных Богом человеку, Ж. является первым и самым ценным даром (Иов. 2:4; ср. Втор. 30:15). Особая Божья милость заключается в том, что Он дарует человеку долгую жизнь; в ВЗ о долгой Ж. говорится как о награде за благочестие и смиренную веру (Исх. 20:12; Пс. 90:16). Из немногочисл. ветхозаветных свидет-в нельзя с определенностью заключить, что Бог хотел с самого начала даровать человеку вечную Ж. (Быт. 3:22) или что Он предполагал наделить его Ж. долгой и насыщенной (Иов. 42:17). Но ясно одно: уменьшение продолжительности Ж. и вообще краткость человеч. Ж. (см. Быт. 6:3; Иов. 20:8; Пс. 89:10; Ис. 40:6.7; особенно Притчи) означают Божье наказание. Бог утверждает Ж. Своей свящ. заповедью (Исх. 20:13; Лк. 6:9). Он желает сохранить (Быт. 1:28; Втор. 32:39; Иов. 10:12) и умножить (Быт. 9:7) сотворенное Им. В ВЗ главным элементом Ж. считается дыхание (см. Быт. 2:7; Пс. 103:30; Иез. 37:8–10), которое иногда отождествляется с «духом». С др. стороны, носителем Ж. названа также ⇒ кровь (Быт. 9:4; Лев. 17:11; Втор. 12:23);

2) в НЗ получила свое дальнейшее развитие ветхозаветная идея о том, что человек – это «живущая душа» (Деян. 17:25; 1Кор. 15:45). Естеств., бренная Ж. [греч. дзоэ] – великое благо, данное человеку Богом, и этим благом Бог может заново одаривать человека (Мк. 5:23), являясь его единств. Господом (Лк. 12:20; 2Кор. 1:9; Пс. 89:4). Люди должны подражать Иисусу, вступившему в борьбу со ⇒ смертью (⇒ Воскресение, III,А) и желавшему поддержать жизнь (Ин. 10:10). Этому учит притча о милосердном самарянине (Лк. 10:25–37), а также заповедь любить Бога и своего ближнего (Мк. 12:29–31).

II. ЖИЗНЬ В РОЖДЕНИИ ОТ БОГА

1) В Библии – и прежде всего в НЗ – говорится не только о телесной Ж., начало и конец которой определяются рождением и смертью, но и об иной Ж., берущей свое начало в чудесном рождении от Бога (Ин. 3:3.5); именно об этой новой Ж. говорится в посланиях ап. Иоанна (напр., 1Ин. 5:1.4). Новое рождение, или ⇒ возрождение, открывает доступ в новую Ж. Новая Ж. становится действительностью через веру, т.к. вера связывает человека с Тем, Кто Сам есть новая Ж. от Бога (Ин. 14:6; Флп. 1:21). Установление подобной связи с Иисусом приносит освобождение и исцеление от греха (⇒ Прощение, простить; ср. Числ. 21:8). Вера придает человеч. жизни совершенно новое качество (2Кор. 5:17). Телесная Ж., которая представляет собой не что иное, как долгое умирание (Пс. 89:5.6), становится средством и орудием для новой Ж., не подвластной смерти (Ин. 5:24). Иисус, воскрешением мертвых и собств. воскресением победивший смерть, Сам стал залогом новой Ж., которой Он наделяет верующих в Него и которой Сам Он живет в них (Гал. 2:20; Кол. 1:27). Новая, по сути своей «вечная», Ж. (1Ин. 5:13; ср. ⇒ Блаженный) полностью обновляет мышление (Ин. 17:3) и волю (Лк. 9:26) человека, заставляя его изменить и свои дела. Чем искреннее человек обращается ко Христу, забывая о другой, телесной, Ж., тем полнее бывает обретаемая им новая Ж. (Мф. 16:24–26). ⇒ Исцеление;

2) однако пока человек живет на земле, новая Ж. еще не полностью принадлежит ему; кто изменит Христу, тот лишится и новой Ж. (Ин. 15:2.6; Евр. 6:4–6). К этой измене человека постоянно подталкивают страдания (2Кор. 4:17), уныние, неверие и страх (Мф. 26:69–75). Полноту обетований познает тот, кто претерпит до конца (Мф. 24:13) и выстоит, т.е. тот, в ком благодаря его вере сохранится новая Ж. и за порогом смерти (Откр. 2:7.11.17; Откр. 3:5.12.21). В этом случае человек обретет «венец жизни» (Откр. 2:10). Только тогда новая Ж., начатая в вере, совершится в «видении» (2Кор. 5:6.7; Откр. 22:4) и в славе (1Кор. 13:12.13; 1Кор. 15:42.43.57; Кол. 3:3.4), а совершившись, не будет иметь конца;

3) Бог, Который, обладая полнотой жизни, даровал жизнь всем Своим творениям (Деян. 17:25), Который является Богом «не мертвых, но живых» (Мф. 22:32) и врагом смерти (1Кор. 15:26), многократно назван в Библии «живым Богом» (Нав. 3:10; 1Цар. 17:26; Пс. 41:3; Мф. 26:63; Деян. 14:15; Рим. 9:26; 2Кор. 3:3). Его Дух дарует Ж. (Ин. 6:63; Рим. 8:11), а Его слово является живым (Деян. 7:38; Евр. 4:12; 1Петр. 1:23), т.к. создает Ж. телесную (см. Пс. 32:9; Пс. 148:5) и пробуждает Ж. духовную. Сам Иисус называет Себя живым хлебом, «хлебом жизни» (Ин. 6:33.35.48.51) и говорит о Св. Духе как о живой воде (Ин. 7:38.39).

III. ЖИВАЯ ВОДА ИЗ ИСТОЧНИКА

В Быт. 26 живой названа вода из источника, в противоположность воде стоячей, напр., из цистерны. В Ин 4 и след. Иисус говорит о живой воде, «текущей в жизнь вечную».


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle