Кровь
I. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В БИБЛИИ
1) «Кровь есть душа» (жизнь) (Втор. 12:23); «душа тела в крови» (Лев. 17:11); К. может взывать к небесам (Быт. 4:10);
2) как Бог оберегает жизнь, которую Он Сам даровал (Быт. 2:7), так следит Он и за тем, чтобы К. человека оставалась неприкосновенной. Нельзя употреблять в пищу К. животных (Быт. 9:4; Втор. 12:16; ср. Деян. 15:20). Отвергая человеч. жертвоприношения (Втор. 18:10) и каннибализм, Библия отстаивает святость и неприкосновенность К. и жизни. Тот, кто проливает человеч. К., посягает на Образ Божий и тем самым – на Самого Творца, Который покарает за каждую каплю пролитой К. (Быт 9 и след.; ср. Ис. 1:15);
3) фраза «кровь их на нем» и подобные ей служили основанием для смертного приговора и были призваны свидетельствовать о невиновности тех, кто приводит приговор в исполнение (Лев. 20:9–27).
II. ЗНАЧЕНИЕ КРОВИ ПРИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИИ
Кто согрешил против Бога, тот расплачивается за это своей жизнью. Наказание – это следствие Божьей справедливости и святости (Быт. 3:8–24; змей был проклят, а Ева и Адам подверглись наказанию). Краткость человеч. жизни (Пс. 89:7–10) и смерть (Рим. 6:23) теснейшим образом связаны с человеч. грехами (Втор. 24:16). По милости Своей Бог принимает во искупление грехов заместит. К. жертв. животных. Т.о., жертвоприношения ВЗ находятся под знаком божеств. милости. К. при этом не считается частью жертвы, а олицетворяет саму жизнь. Именно поэтому, согл. Евр. 9:22, без пролития К. невозможно прощение. К. жертв. животных (⇒ Жертва) либо кропили на жертвенник, либо ею обмазывали роги жертвенника, либо выливали ее к его подножию (Лев. 5:9). Грешник, принесший священнику жертв. животное, должен был во время заклания держать свою руку на голове жертвы, тем самым как бы говоря, что умереть должен был бы он, но вместо него умирает животное (Лев. 1:4).
III. КРОВЬ ХРИСТА
Значение К. Христа можно осознать, лишь учитывая все вышесказ. (см. Евр. 10:29; Евр. 12:24; Евр. 13:20). Пролив Свою К., т.е. принеся в жертву собств. жизнь (Лев. 17:11), Иисус добился примирения между Богом и людьми. Его К., Его жизнь – это цена, которую Иисус заплатил за искупление человеч. грехов (1Петр 1:18 и след.). И если ВЗ был основан на К. жертв. животных, то НЗ – на К. Иисуса (Мф. 26 и др.). Совершая Вечерю Господню, община вспоминает искупит. пролитие К. Сыном Божьим и приобщается К. Христа (1Кор. 10:16), в результате чего исчезают людские предубеждения и рушатся прежние препоны в отношениях между людьми (Гал. 3:28; Еф. 2:13). Благодаря К. Иисуса, пролитой Им на кресте, устанавливается общение как между Богом и человеком (прощение грехов кладет конец вражде), так и между отдельными людьми. Очень точно это выражено в 1Ин. 1:7. Как pars pro toto (часть вместо целого) слово «кровь» употребляется в НЗ (прежде всего ап. Павлом) для обозначения спасит. миссии и дела Иисуса в целом (Еф. 1:7; Кол. 1:14). Назвав проповедь о том, что Бог совершил во Христе, «словом о кресте» (1Кор. 1:18), Павел выразил суть своего благовествования.