Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Блаженный

Блаженный [евр. ашре; греч. макариос, букв. «счастливый» ].

I.: 1) это слово употребляется в Библии по отношению к человеку, которого ждет блаженство на земле или в грядущем веке. Такое значение слова «блаженный» мы находим в ВЗ в выражении «блажен муж, который...» или «блажен тот, кто...» (Пс. 1:1; Пс. 2:12; Пс. 31:1; Притч. 3:13; Иов. 5:17). В Синод. пер. НЗ слово макариос чаще всего передается как «блажен», но иногда переводится по-другому, напр. «счастливый» (Деян. 26:2);

2) в ВЗ считается счастливым тот человек, которого Господь благословил полнотой жизни, земными благами (Иов 29 и след.; Пс. 126:3–5), а главное – радостью непосредственного общения с Богом. Поэтому благочестивый человек, послушный Закону Божию, признается в особой степени блаженным (Пс. 1:1; Пс. 40:1; Пс. 118:1; Пс. 127:1). Блаженными именуются и все, уповающие на Бога (Пс. 2:12; Пс. 32:12; Пс. 39:5; Пс. 83:6.13; Пс. 111:1; Притч. 16:20; Ис. 30:18). Поскольку Бог проявляет милость и долготерпение к Своему народу (Пс 31 и след.; Пс. 32:12; Пс. 64:5; Пс. 143:15), то этот народ блажен (ср. также Пс 83 и след.; Пс. 88:16; Пс. 145:5). Блажен и тот, кого Бог наказывает (Иов 5 и след.; Пс. 93:12), потому что посредством такого наказания человек выводится на путь спасения;

3) в НЗ спасение и блаженство неразрывно связаны с Царством Божиим, путь в которое открывается верой в жертву Иисуса Христа и исполнением Его учения (Лк. 14:15; Откр. 19:9). След., блажен тот, кто принимает Иисуса и Его слово (Мф. 16:17; Мф. 24:46; Лк. 1:45; Лк. 11:28; Откр. 1:3), кто верит в Него (Ин. 20:29) и не соблазнится о Нем (Мф. 11:6). Особенно призваны радоваться Царству Божию нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы и изгнанные за правду (Мф 5 и след.; ср. Лк 6 и след.); очи и уши видящих и слышащих Иисуса названы блаженными (Мф. 13:16; Лк. 10:23). Ср. также ⇒ Заповеди блаженства.

II. Блаженный ­­ «спасенный» от глаголов, означающих «спасать», – евр. йаша, греч. содзеин:

1) в ВЗ встречаются пророчества, с особой ясностью указывающие на грядущего «раба Божия», Мессию и Спасителя: Ис. 42:1–4; Ис. 49:6; Ис. 53:5, Который призван принести спасение и блаженство всему человечеству;

2) в НЗ «спасение» и «избавление» часто связаны с освобождением от болезни, смерти, одержимости и проч.; но наряду с этим в Евангелиях, а особенно в Дeян и в посланиях, главное основание блаженства – это спасительный подвиг Иисуса Христа, избавление от власти греха и смерти, избавление от вечного осуждения и дарование вечного спасения и ⇒ жизни (1Фес. 4:17; 1Петр. 1:4; Откр. 21:1; Откр. 22:1);

3) спасение и блаженство даруются верующему Богом через Иисуса Христа (Мф. 18:11; Лк. 19:10; 1Кор. 1:21; 2Тим. 1:9). При этом люди, как посланники Божьи, могут быть посредниками Божественного спасения (Рим. 11:14; 1Кор. 9:22; Иак. 5:20; ср. 1Кор. 7:16), но только следуя вере и спасительному учению (Иак. 1:21), человек может достичь спасения и стать блаженным (спасенным). В выражениях «стать блаженным», «быть спасенным», «достичь спасения», «дать спасти себя» слово «блаженный» относится исключительно к людям, принимающим Голгофскую жертву и следующим учению Иисуса Христа. Они оказываются спасенными от порчи преходящего «мира сего» и осознают себя вступающими в «грядущий век» – в новую эпоху спасения, начавшуюся с явления Иисуса Христа. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых [­блаженных] – сила Божия» (1Кор. 1:18). ⇒ СпасениеИскуплениеПрощение.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle