Спасение
I. СПАСЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ
Божье С. особенно ярко высвечивает то погибельное состояние, в котором пребывает мир. В результате непослушания и отпадения человечество оказалось во власти греха и смерти (Рим. 5:12.16.19; 1Кор. 15:22). Наказание падшему человечеству простирается на все творение, все оно осуждено на «суету» (Рим. 8:20), т.е. на бессмысленное и ничтожное существование. Т.о., «спасение и избавление» означают устранение этого бедствия и восстановление первонач. состояния (Деян. 4:28; Еф. 1:4.11).
II. СПАСЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Всякая помощь Бога рассматривается в ВЗ как С.(Исх. 14:13; Суд. 15:18; Пс. 17:3.36; Пс. 117:14; Ис. 60:18), но все отчетливее это понятие концентрируется на основополагающей, спасающей Божьей помощи (Пс. 97:1–3), обетованной в ⇒ Мессии (Быт. 3:15) и ожидаемой с надеждой (Быт. 49:18; Пс. 118:123.166). По Божьему промышлению, в этом преображении мира будут участвовать и язычники (Пс. 71:11.17), и т.о. Божье С. будет простираться «до концов земли» (Ис. 49:6).
III. СПАСЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Все высказывания о С. или о блаженстве в НЗ относятся к Иисусу Христу и Царству Божьему, которое явлено в личности Христа и Его деяниях и грядет в полноте в Его Втором пришествии (Лк. 1:69; Деян. 4:12; Деян. 16:17; Еф. 1:13; Флп. 1:19; 1Петр. 1:5). С. и блаженство в НЗ – понятия тождественные; в переводе М.Лютера «блаженство» больше связано с прощением, оправданием и освобождением от вечного суда, в то время как слово «спасение» чаще употребляется при описании жизни в новом Божьем Царстве:
1) словом «С.» обозначается совершенное благое деяние Иисуса Христа. В словах и деяниях Христа, особенно в Его смерти и воскресении, осуществились великие ветхозаветные обетования (2Кор. 1:20): сатана лишился своей власти (Ин. 12:31; Ин. 16:11), грехи прощены (Еф. 1:7), далекие от Бога приблизились к Нему (Еф. 2:13), человек был освобожден от власти греха (Ин. 8:36; Рим. 1:24; Рим. 6:14; Рим. 8:2). Приход Иисуса Христа ознаменовал собой начало нового времени – времени С. (Гал. 4:4). Наступил решающий поворот в свящ. истории, началась новая эра, в которой Бог, как Спаситель и Царь, творит все заново (Рим. 3:21). Произошел коренной переворот, в результате которого мы навсегда избавлены от власти тьмы и введены в Царство Сына Божьего (Кол. 1:13; ср. Рим. 6:15). Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил Божью волю к С. грешников (Ин. 19:30; Флп. 2:8) и приобрел для погибающего мира спасительную благодать (Рим. 1:16; Гал. 1:4; Еф. 2:5; 1Фес. 5:9);
2) словом «С.» обозначается так-же и непрерывно совершающееся деяние Иисуса Христа, которое происходит в период между Его вознесением и Вторым пришествием и которое превращает это время в «день спасения» (2Кор. 6:2). Воскресший Господь и ныне действует в мире (Ин. 15:16; Еф. 4:4–6), Словом и Духом защищая и поддерживая Свою Церковь (Ин. 10:27), избранную из всех народов (Мф. 28:18) ко С. (1Петр. 1:5). Через Своих посланников Он распространяет Благую Весть по всему миру (Рим. 10:17). Творя чудеса, храня и защищая людей, руководя ими, исцеляя и освобождая их, а также наказывая и осуждая, Христос подтверждает Свою цар., Божеств. власть. Так Он готовит мир ко дню Своего Второго пришествия. Иисус Христос постоянно творит вечное С. человека от смерти и проклятия;
3) наконец, словом «С.» определяется полнота Царства Божьего на земле (Откр. 7:10; Откр. 12:10; Откр. 19:1). Дарованная в Иисусе новая реальность уже наступила, но полноту она обретет лишь в будущем (Рим. 13:11). Вечное С., дарованное нам через Христа и в Нем пребывающее, мы можем познать в вере, и когда-нибудь мы приобщимся к С., увидев Бога «как Он есть» (1Ин. 3:2). Мы будем избавлены от последнего Суда, ибо наши имена записаны в Книге жизни (Откр. 20:12). Нас ожидает «искупление тела нашего» (Рим. 8:23), преображение его (1Ин. 3:2), встреча с Иисусом «лицом к лицу» (1Ин. 3:2; ср. 1Кор. 13:12), последняя, окончат., победа Иисуса над всеми Его врагами (Откр. 21), вечное блаженство без слез, без боли и смерти (Откр. 21:4). Полное Божье С. наступит, когда все враги будут повержены (Откр. 20:10.14) и честь будет воздаваться единому Богу (Откр. 19:6), Которому принадлежат «царство, сила и слава вовеки».