Союз, завет
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА
Еврейское слово берит – «соглашение», «союз» – встречается в тексте ВЗ 285 раз. Его этимология окончат. не выяснена. Судя по Быт. 15 и Иер. 34:18, оно происходит от араб. слова «рассечение», судя же по Иез. 20– от аккад. бириту – «кандалы», «узы». Существуют и другие объяснения происхождения слова берит: от аккад. бирит – «между», от евр. бара – «есть» (Исх. 24:9–11) или, согл. 1Цар. 17:8, от евр. бара – «видеть», «избирать». Слово «завет» встречается в Библии в целом ряде характерных словосочетаний: «вступить в завет», «преступить (нарушить) завет», «поставить завет», «положить завет», «хранить (соблюдать) завет». Чаще всего (86 раз) встречается словосочетание «рассекать завет» (в Синод. пер. оно обычно передается как «поставить завет» или «заключить завет»). (О происхождении этого выражения см. в конце п. II.) К этой же смысловой группе относятся след. понятия: ⇒ ковчег завета, ⇒ Книга Завета, ⇒ обрезание, ⇒ завещание, ⇒ завет соли и кровь завета. Слова «завет» и «союз» не являются букв. переводом соответств. евр. слова, они, скорее, передают его общий смысл. Берит можно перевести также как «договор», «условие» и т.д.
II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЮЗА, ЗАВЕТА
В Библии заключение С. имеет целый ряд особенностей и представляет собой довольно сложный процесс. Так, заключение С. между Иаковом и Лаваном (Быт. 31:44) было порождено чувством правовой незащищенности и включало след. этапы (Быт. 31:43):
1) устанавливался памятный знак, призванный свидетельствовать о заключении С. (Быт. 31:45: камень-памятник и холм из камней; ср. ковчег завета, Книга Завета, скрижали завета);
2) оговаривались и принимались взаимные обязательства (Быт. 31:50.52);
3) в свидетели призывался Бог или некое божество (Быт. 31:50.53);
4) приносилась клятва (Быт. 31:53);
5) совершалось жертвоприношение (Быт. 31:54);
6) заключение С. завершалось совместной трапезой (Быт. 31:54). Однако процедура могла быть и иной. Напр., С. мог заключаться через пожатие рук (Иез. 17:18). В других случаях особая роль отводилась окроплению «кровью завета» (Исх. 24:8; Зах. 9:11), олицетворявшей жизненную силу, или жизненную субстанцию. Вместо заключит. трапезы (Числ. 18:19; ср. Быт. 26:28.30; Быт. 31:46.54; Нав. 9:14) мог совершаться «завет соли», когда для закрепления С. обе стороны совместно съедали немного соли. В Быт. 15подробно описан древний обычай, который затем упоминается в Иер. 34:16: туши жертв. животных рассекали пополам и части их складывали таким образом, чтобы между ними образовалось пространство, через которое проходили стороны, заключающие С. Тем самым участники процесса как бы говорили, что, если они нарушат С., с ними произойдет то же, что и с этими животными. Среди различных свидет-в заключения договора следует особо выделить обряд обрезания (см. Быт. 17).
III. СОЮЗ КАК ПРАВОВОЙ АКТ
1) С. (завет) мог заключаться как между отдельными людьми, так и между родами, коленами и народами (Быт. 31:44.49; Нав. 9:3–27; 1Цар. 18:1–4; 1Цар. 20:8.17.23.42; 2Цар. 5:1–3; 3Цар. 5:1; 3Цар. 20:34; Иез. 17:13). Стороны, заключавшие С., вступали в определ. правовые отношения друг с другом, причем права и обязанности сторон оговаривались до мельчайших деталей (Быт. 31:44.50.52; Лев. 25:17; 2Цар. 3:13; 3Цар. 5:12). Различия в социальном статусе партнеров, их правах и обязанностях не были препятствием для заключения С. (ср. Авраам и Авимелех, Быт. 21:1; Иисус Навин и гаваонитяне, Нав. 9:1; Давид и Ионафан, 1Цар. 18:1; 1Цар. 20:1);
2) С. считался священным, т.к. обычно он заключался «пред лицом Господа» (1Цар. 23:18) или к.-л. божества и каждая из сторон призывала свое божество в свидетели (Быт. 31:50.53). Нарушение С. становилось грехом против Бога (Быт. 31:53; Ам. 1:9) и вызывало Его гнев. С. скреплялся клятвой (Быт. 31:53; 2Цар. 21:7), в которой партнеры часто призывали проклятия на свою голову в случае, если они нарушат соглашение. Следствием заключения С. были мир и единство, обусловленные выполнением каждой из сторон своих обязат-в по отношению к партнеру. Выполнение договора часто требовало от сторон «верности и милосердия». В случае заключения С. между Давидом и Ионафаном речь шла не просто об установлении дружеских отношений, которые могли возникнуть и без заключения С. (1Цар. 18). Вступив в С., Давид и Ионафан приняли на себя определ. обязательства (1Цар. 20:8: хранить верность договору, проявлять милосердие), которые остались в силе даже после смерти одного из партнеров (Ионафана, 2Цар. 21:7). Личная симпатия обоих мужей (1Цар. 18:1.3) привела к заключению С., что поставило их взаимоотношения на правовую основу, а это подразумевало гораздо большие, чем просто дружеские, обязательства;
3) заключение С. имело важное значение для социального и полит. развития Израиля. Наряду с кровным родством С. долгое время оставались единств. способом упорядочения межчеловеч. отношений. Вплоть до эпохи царей колена Израиля были объединены именно таким образом (см. 2Цар. 5:1–3). Но после того как соглашения между коленами утратили свое значение, С. принял форму целевого договора (ср. 3Цар. 5:12; 3Цар. 15:19; Ос. 12:1). Существовали договоры между государствами и торг. договоры, в которых идея братства, заложенная в понятии С., утрачивалась.
IV. СОЮЗ КАК БОЖИЙ ЗАВЕТ
Часто в истории Израиля одним из участников С. выступал Сам Бог, или, вернее, Бог вступал с людьми в отношения, определяемые как правовой С. Пророки понимали С. Бога с Израилем прежде всего как завет милости, который по непонятным соображениям вновь и вновь возобновлялся Богом, несмотря на то, что Израиль не всегда выполнял принятые на себя обязательства. В правовом отношении, однако, человек не может быть достойным партнером Бога. И если Бог все же вступает с ним в С., то это лишь свидетельство того, что Божий завет выходит за рамки понятия правового С. (⇒ Святость.) В Писании говорится о целом ряде Божьих заветов:
1) ЗАВЕТ С НОЕМ
(Быт. 6:18; Быт. 8:21; Быт. 9:8–17): Бог обязался «не истреблять более всякую плоть» и обещал Ною многочисл. потомство. Ной, со своей стороны, обязан был отказаться от употребления в пищу крови животных и от совершения убийства. Свидет-вом завета стала радуга. Божьи благословения относились не к одному только Ною, они распространились затем на всю землю и на все человечество (Быт. 9:13.17);
2) ЗАВЕТ С АВРААМОМ
(Быт. 15:7–21; Быт. 17:3–14): Бог обещал Аврааму бесчисл. потомство и владение Ханааном. Авраам, в свою очередь, обязался совершать обрезание, служившее свидетельством завета. Упоминания об этом завете постоянно встречаются в тексте НЗ. Заключ. позднее на горе Синай завет не заменил завета с Авраамом, а значительно дополнил его (Исх. 32:1; Исх. 33:1; Рим. 4:13; Гал. 3:17);
3) ЗАВЕТ НА ГОРЕ СИНАЙ
(Исх. 19, Исх. 20, Исх. 21, Исх. 22, Исх. 23, Исх. 24): Бог обязался сделать Израиль «собственным Его народом», а народ должен был сделаться «святым народом» (см. Исх. 19:5; Втор. 26:17; Иер. 7:23; Иез. 11:20; Ос. 2:23 и т.д.). Свидет-вом завета стали Десять Заповедей (хранившиеся в ковчеге завета) и ⇒ Книга Завета (Исх. 24:4.7; вероятно, имеется в виду собрание законов в Исх. 20:22–23:33), в которых подробно изложены обязательства Израиля. Заключение завета сопровождалось жертвоприношением, окроплением народа «кровью завета» (Исх. 24:8) и трапезой в присутствии Бога (Исх. 24:11). Создав себе идола, израильтяне нарушили завет, однако этот С. был торжественно восстановлен (Исх. 34:27), ибо Бог милостив и верен завету, даже если другая сторона не выполняет свои обязательства (Исх. 34:6–9). Еще раз завет был подтвержден в земле Моавитской (Втор. 29, ). При этом были заново записаны заповеди и воздвигнуты памятные камни, а на горах Гевал и Гаризим были произнесены соответственно проклятия и благословения (Втор. 27, ). Этот завет обновлялся трижды: а) при ИИСУСЕ НАВИНЕ, на народном собрании в Сихеме (Нав. 24): инициатором обновления завета был Иисус Навин, который в изменившихся обстоятельствах призывает народ остаться верным Богу. Подробно изложив историю отношений Бога с Израилем, он предоставил народу возможность выбора между Богом и языч. божествами. Затем был установлен памятный камень (в качестве свидетеля слов Господних) и записан возобновленный договор; б) при ИОСИИ, в ходе проводившихся реформ (4Цар. 22, 4Цар. 23): после прочтения найденного в доме Господнем Закона Моисеева царь, народ и священники возобновили свои обязательства перед Богом, которые заключались в восстановлении культа, очищении его от элементов идолопоклонства, возрождении праздника Пасхи. Свидет-вом этого С. стала «Книга Завета» (возможно, книга Второзаконие или ее часть, напр. Втор. 12– Втор. 27:1); в) при ЕЗДРЕ (Неем. 8– Неем. 10:1; 1Езд. 10:3): народ исповедал свои грехи и обязался вновь исполнять заповеди Закона Моисеева, прежде всего в отношении празднования субботы, уплаты десятины и отказа от смешанных браков. Завет был подписан князьями и священниками (Неем. 9:38);
5) кроме того, особые заветы были заключены с Давидом (2Цар. 7:1; ср. Ис. 55:3; Иер. 33:21.26), Финеесом (Числ. 25:11) и левитами (Мал. 2:4.8). В основе завета с ДАВИДОМ лежит пророчество Нафана (2Цар. 7). Из Пс. 2 и Пс. 109становится очевидным, что этот завет – одно из важнейших мессианских обетований как ВЗ, так и НЗ.
V. ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ЗАВЕТА
1) инициатива заключения завета исходит от Самого Бога. Только в упомянутых выше случаях обновления завета (причиной которого было покаяние) она отчасти принадлежит людям (см. Исх. 34:1; Иисус Навин, Иосия и Ездра);
2) суть Божьего завета выражена в формуле, согл. которой Бог желает стать Богом Израиля, а Израиль должен стать Божьим народом (ср. Исх. 19:5; Втор. 26:17; Иер. 7:23; Иез. 11:20; Ос. 2 и др.). Обязанности народа, вытекающие из завета, определены в Десяти Заповедях, в Книге Завета (Исх. 20:1; Исх. 24:7) и в других договорных записях (Нав. 24:25; Неем. 8:1). К числу наиб. важных заветов относятся соблюдение субботы и совершение обрезания. Бог в ответ обязуется множить народ Израиля и отдать ему во владение землю Ханаанскую. Обращает внимание то обстоятельство, что обязательства Бога менее конкретны, чем обязательства народа, во всяком случае, во времена пророков. Это связано с тем, что завет был актом Божьей милости, ответом на которую со стороны народа стало непослушание и отпадение. ⇒ Закон;
3) завет Бога с Его народом имеет свою предысторию, ему предшествует Божье милостивое деяние. Народ вступает в завет с Богом не для того, чтобы ч.-л. получить, а потому, что он уже получил Божье благословение. Лишь спустя долгое время после избрания Богом израильтян Своим народом народ Израиля признал Его своим Богом. Вступление в Божий завет означает для людей установление отношений с Богом, в то время как Бог всегда имел связь с людьми. Завет является волеизъявлением Бога, обязующегося выполнять его по Своей доброй воле, а не на основании к.-л. условий, выдвинутых партнером по договору. Т.о., ключевые понятия Библии – Божья милость и Его верность завету (ср. Исх. 34:6–9). Это, однако, не исключает Божьего суда. Но суд превращается в средство, призванное вернуть нарушившего обязательства «в узы завета» (Иез. 20:37). Завет зиждется на верности Бога, преодолевающего людскую неверность судом и милостью. Бог – Господь Израиля потому, что Израиль должен стать Его народом, а не потому, что он уже является Его народом.
VI. НОВЫЙ ЗАВЕТ БОГА С ИЗРАИЛЕМ
Из книг пророков становится очевидно, что Божий завет менее всего может быть назван правовым С., в основе которого лежат формально-правовые отношения (Ис, особенно начиная с Иез. 407; Иер; Иeз и Ос). Все пророки утверждают: завет постоянно нарушается народом, поэтому с правовой точки зрения его больше не существует (Ис. 24:5; Иер. 31:32; Иез. 16:8.15; Ос. 6 и т.д.). Они, однако, указывают на то, что Бог возобновляет завет с Израилем. Господь избирает Израиль (Ис. 42:6), проявляет к нему милость (Ис. 49:8), хранит его (Иер. 33:20). Бог прощает Израилю грехи (Иер. 31:34) – «ради имени Своего» (Иер. 14:21) и при посредстве Своего Духа (Ис. 59:21) – и отказывается от Своего права вершить правосудие. Осия проникновенно описывает милосердие Бога, заключающего с народом Израиля брачный С., в котором личные отношения важнее, чем формальное право (Ос. 2:18). Таким образом, новый завет, о котором говорят Иеремия (Иер. 31:31–34; Иер. 32:40) и Иезекииль (Иез. 11:19; Иез. 34:23; Иез. 36:25; Иез. 37:26), не является правовым С. Это основанный только на милосердии акт избрания, по собств. воле совершаемый Богом по отношению к Его вероломному народу. Этот завет милости осуществится с пришествием Божественного Мессии, Чей прообраз заложен уже в личности Давида ( ⇒ Мессия). Следствие завета – мир Божий, вечный, как Его сущность и Его могущество (ср. Ис. 55:3; Иер. 32:40; Иез. 16 и др.).
VII. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Употребление понятия «союз» в метафорич. значении встречается в Ис. 28(С. со смертью), Иов. 31(завет с глазами) и в Иер. 33(завет с днем; в Синод. пер. – «завет о дне»).
VIII. ИИСУС ХРИСТОС И НОВОМ ЗАВЕТЕ
Греч. слово диатеке («завет») встречается в тексте НЗ 33 раза, в основном в цитатах из ВЗ и в других ссылках на него. Т.о., в основе новозаветного понятия «завет» лежит его ветхозаветная трактовка. Только в двух местах слово диатеке используется в значении ⇒ «завещание» (Гал. 3:15–17; Евр. 9:15–20). Как и завещание, вступающее в силу только после смерти наследодателя, Божий завет стал действительным после смерти Иисуса Христа. Т.о., в НЗ различаются два завета, заключаемые по воле одного Бога, и поэтому оба действительные: новый завет представляет собой продолжение древнего (ветхого) (Гал. 3:1; 2Кор. 3). Христос является Основателем и Ходатаем нового завета и вместе с тем – Целью и Исполнением обетования и всего ветхого завета (Лк. 22:20; 1Кор. 11:25; Евр. 9:15).