Обрезание
НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
Обычай О. был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер. 9:24–26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Практиковался этот ритуал и в Израиле. Существование его у вавилонян и ассирийцев не доказано; у древних финикийцев и филистимлян обрезания не было). В наше время О. практикуется некоторыми народностями Африки, Австралии и Америки. Значение этого обычая трактуется различно. В любом случае, видимо, в первую очередь О. носило культовый характер, а мед. или санитар. соображения не играли здесь существенной роли. Обряд совершался посредством оперативного вмешательства, заключавшегося в удалении крайней плоти у мужчин. О глубокой древности обычая О. говорят библ. свидетельства, согласно которым оно совершалось с помощью каменных ножей (Исх. 4:25; Нав. 5:2–8 – в МТ речь идет именно о каменных ножах).
ОБРЕЗАНИЕ В ИЗРАИЛЕ
Введение О. связано с именем Авраама (Быт. 17:9–14). Во время странствования по пустыне народ Израиля не придерживался этого обычая, но затем он был восстановлен Иисусом Навином (Нав. 5:2). Обряд совершался над всеми мужчинами любого возраста (см. Быт. 17:10.23; Быт. 21:4; Нав. 5:2), но гл. обр. обрезанию подвергались младенцы муж. пола, не достигшие восьми дней (Быт. 17:12; Лев. 12:3; Флп. 3:5). О. применялось также к рабам, считавшимся членами семейной общины, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (Быт. 34:14–17; Исх. 12:48), а позднее – и к полностью принявшим иудаизм. Как правило, обряд совершался главой дома (Быт. 17), реже – матерью (Исх. 4:25), а позднее – врачом и могелом (что значит «тот, кто обрезает»). Во времена Иисуса имя младенцу давалось сразу после О. (Лк. 1:59). В первых христ. общинах, в т.ч. и в Иерусалиме, О. сначала распространялось на всех без искл. мужчин (о чем свидет. спор, разгоревшийся на собрании апостолов), пока Павел не добился, чтобы О. не совершалось над обращенными из язычников (Деян. 15:1–20; Рим. 4:12; Гал. 2:2; см. также 1Кор. 7:18).
ЗНАЧЕНИЕ ОБРЕЗАНИЯ
В Израиле О. было символом завета между Богом и Его народом (Быт. 17:9–14; ср. Исх. 4:25; Исх. 12:48; Нав. 5:2; Деян. 7:8; Рим. 4:11) и служило чисто внеш. признаком Израиля, отличавшим его от необрезанных, т.е. от язычников, олицетворением которых в этом отношении были филистимляне (Суд. 14:3; Суд. 15:18; 1Цар. 14:6; 1Цар. 17:26; 2Цар. 1:20). Слово «необрезанный» имело у израильтян презрительный оттенок. И наоборот, во времена эллинизма определ. круги в Израиле стыдились О. и всячески старались скрыть следы операции, чтобы во время спортивных соревнований, участники которых по примеру греков состязались без одежды, в них не узнали бы евреев. Почему именно О. стало символом завета, неизвестно. Но в любом случае оно напоминало израильтянам об обетованиях, заключ. в Божьем завете (относит. потомства, владения землей, Быт. 17:4–8), и об обязанностях, возлож. в нем на Израиль (Втор. 10:16; Втор. 30:6; Иер. 4:4; Иез. 44:7; Рим. 4:11; Гал. 5:3). В НЗ выражение «обрезанные» иногда означает евр. религ. общину в ее противопоставлении христ. общине (Гал. 2:8; Кол. 4:11).
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
1) «необрезанные» деревья – это фруктовые деревья, с которых в течение четырех лет после посадки не позволялось собирать урожай (Лев. 19:23–25);
2) необрезанные губы, уши, сердца и т.д. олицетворяют греховность и порочность человека (Лев. 26:41; Иер. 6:10; Иер. 9:25; Иез. 44:9; Деян. 7:51; Кол. 2:13). Соотв., эти органы нуждаются в дух. обрезании, необходимом человеку, пренебрегающему заветом Господа и нуждающемуся в Божьем прощении (Втор. 10:16; Втор. 30:6; Иер. 4:4; Иер. 9:26);
3) апостол Павел использует понятие О. как символ обновления человека через веру в Христа, которое он называет О. Христовым (Кол. 2:11). О. Христово заключается в «совлечении греховного тела плоти» и совершается, в отличие от иуд. обряда, не ножом и не по букве Закона, а в сердце и по духу (Рим. 2:29; Кол. 2:11). Павел выступает против утверждения о том, что иудеем, т.е. участником завета с Богом, человека делает наружное О. (Рим. 2:28). Причастность к Богу основывается на внутр. дух. обновлении человека. Тем самым иуд. О. становится ненужным и бессмысленным (Рим. 4:12; Гал. 2:3; Гал. 5:6; Гал. 6:15; Кол. 2:11). Свидет-вом подлинности этого внутр. О. служит крещение (Кол. 2:12). «Обрезание Христово» выступает здесь как понятие, равнознач. «совлечению плоти», подтверждаемому крещением, которое следует понимать как погребение ветхого человека. Т.о., в Кол. 2мы имеем дело с неполным сравнением, и поэтому следует избегать прямого отождествления О. и крещения. В крещении заключен очень важный момент, которого не было в обряде О. времен Павла, а именно – крещение доказывает, что Божий завет действен не благодаря к.-л. внеш. знаку, а благодаря Духу, обновляющему человека в вере (Рим. 2:29; Кол. 2:12).