Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Обращение, обратить, обратиться

ОБРАЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Слово со значением «обратиться» [евр. шув] встречается в тексте ВЗ ок. 670 раз. Наряду со значением «обратиться к кому-либо», «обернуться», «возвратиться», «восстановить и вернуть» это слово употребляется и в специфич. значении «обратиться к Богу» (ок. 120 раз) и означает изменение образа жизни, возвращение с путей греха к живому Богу. Из огромного количества мест в Библии, где говорится об О., выберем лишь самые важные, чтобы разобраться в его сути. Бог, желая обратить человека (Иез. 18:23; Иез. 33:11), Сам побуждает его к этому. Через Своих пророков Он призывает людей обратиться (Иер. 3:7; Иер. 25:5; Иоил. 2:12), требуя при этом О. «всем сердцем» (1Цар. 7:3; Иоил. 2:12). Грешники (Пс. 50:15) должны обратиться от своего греха (Ис. 59:20; Иез. 33:14) к Господу (Иоил. 2:12), и тогда даруемые Его милостью прощение (Ис. 55:7) и новая жизнь будут наградой за искреннее О. Подлинное О. заключается не в попытке человека исправить отдельные богопротивные поступки, а в абсолютно новом отношении к Богу и Его воле, охватывающем все стороны жизни. Нежелание обратиться влечет за собой «огрубение сердца» (Ис. 6:10) и смерть грешника (Иез. 18:23; Иез. 33:11). Но Бог не только призывает человека к О., Он и помогает ему в этом, потому что человек не в силах справиться самостоят. Тем не менее человек должен сам просить Бога обратить его (Иер. 31:18; Плач. 5:21), поскольку личная ответственность за О. с него не снимается. И если в историч. книгах ВЗ чаще всего говорится об О. народа Израиля в целом, то в пророч. книгах, и особенно у Иеремии и Иезекииля, речь идет об О. к Богу отдельного человека, которое достигается тем, что Бог дарует ему новое сердце и новый дух (Иер. 31:33; Иез. 18:21; Иез. 36:26; см. Пс. 50:12–14). В основе всех ветхозаветных высказываний об О. лежит одна идея: О. – это решит., всеобъемлющий возврат человека к Богу, являющийся ответом на Божий призыв. Это единств. путь избежать суда, ожидающего грешников, заново обрести милость Божью и получить прощение грехов.

ОБРАЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Слово «обратиться» перешло из евр. текста ВЗ через Септуагинту в язык НЗ [греч. стрефестай, епистрефейн]. Как и в ВЗ, это слово употребляется здесь в различных значениях. Слово епистрефейн встречается в тексте НЗ 36 раз, в т.ч. 18 раз в значении «обратить», «обратиться» (Мф. 13:15; Мк. 4:12; Лк. 1:16; Лк. 22:32; Деян. 3:19; Деян. 9:35; Деян. 11:21; Деян. 14:15; Деян. 15:19; Деян. 26:18.20; Деян. 28:27; 2Кор. 3:16; 1Фес. 1:9; 1Петр. 2:25; Иак. 5:19). Слово стрефестай в этом значении встречается только в Мф. 18 и Ин. 12:40, апострефейн – только в Деян. 3:26, а анастрефейн – исключит. в значении «возвратиться», «обернуться», «превратить». Сущ. «О.» встречается в НЗ только один раз – в Деян. 15:3. Полное представление о значении понятия «О.» в НЗ невозможно без учета значения слова, которое обычно переводится как «каяться», «приносить покаяние» [греч. метаноэйн]. Иоанн Креститель, призвавший народ Израиля покаяться, с полным основанием, как предтеча Мессии, может быть поставлен в один ряд с пророками. Иисус в начале Своего служения поддержал призыв Крестителя к покаянию (Мф. 3:2; Мф. 4:17). Иоанн Креститель и Иисус говорили на арамейском, и слово, употребленное ими в этих случаях, эквивалентно евр. слову, которое М.Лютер в своем переводе ВЗ передает как «обратиться». Призыв Иоанна Крестителя и Иисуса: «Покайтесь!» означает «Обратитесь!», и в тех местах НЗ, где речь идет о покаянии, имеется в виду О. к Богу. При этом, как и в ВЗ, О. – это решит. и всеобъемлющее возвращение к Богу, не только желательное, но и необходимое (Деян. 17:30), поскольку является единств. средством спасения от Божьего суда. ⇒ Покаяние.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ В БИБЛИИ

Призыв к О. звучит во всей Библии: он содержится в Законе Божьем (Втор. 4:30; Втор. 30:2.8 и др.), постоянно повторяется в книгах пророков, а призыв Иоанна Крестителя к покаянию имел особую значимость, т.к. час пришествия Мессии был уже близок. Сам Иисус начинает Свою спасит. миссию с призыва покаяться (Мф. 4:17; Мк. 1:15); Он говорит, что О. является необходимым условием для обретения Царства Божьего (Мф. 18:3), и грозит судом Своим тем, у кого «огрубело сердце» (Мф. 13:15; Мк. 4:12; ср. Ис. 6:9). Апостолы в своих посланиях также поддерживают призыв к покаянию и О. Из Деян. 3 и Деян. 26следует, что оба этих слова – «каяться» и «обратиться» – тесно связаны друг с другом по смыслу и являются лишь средствами для выражения одного понятия. В Деяниях рассказывается о благовестнич. служении первых христиан, и сопутствующее ему О. к Иисусу Христу понимается как решит. действие, совершаемое каждым человеком самостоят. (Деян. 2:37; Деян. 8:35; Деян. 9:1; Деян. 9:35; Деян. 10:44; Деян. 11:21; Деян. 16:30). Из текста Деян. 15можно сделать вывод, что слово «О.» уже в раннем христианстве стало устойчивым понятием, не требующим дополнительных объяснений. В речах апостолов О. предстает как подчинение человеком всей своей воли Богу, как О. от тьмы к свету, от власти сатаны к Спасителю человечества (Деян. 26:18; 1Петр. 2:25; Еф. 2:2; Еф. 5:8). О. неотделимо от веры, и, лишь уверовав, можно обратиться к Господу (Деян. 11:21), наградой же за О. становится прощение грехов (Деян. 3:19; Деян. 26:18). Жизнь обратившегося к Богу человека наполняется новым смыслом. Как сказал ап. Павел в 1Фес. 1, «...и как вы обратитесь к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева» (1Фес. 1:9.10). ОБРАЩЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ О. человека сопровождается его возрождением. Обратившемуся грешнику, уверовавшему в то, что Христос принял смерть на Голгофе ради его спасения, Св. Дух дарует уверенность в прощении грехов, наполняет его сердце радостью и дает силы к обновленной жизни ( ⇒ Возрождение).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle