Образец, пример, прообраз
Образец, пример, прообраз В евр. языке нет самостоят. слова со значением «образец». Нередко для выражения этого понятия используется выражение «(оставаться) на ⇒ пути (дэрэх) такого-то»: греч. слово тюпос, а также гюподейгма, гюпотюпосзис означают «удар» или «вмятина от удара», «след», «пятно», а также «отражение», «макет», «модель», «тип», «пример для подражания».
I. УЧРЕЖДЕННЫЕ БОГОМ ОБРАЗЦЫ
Библия не говорит о Боге как об О., которому следовало бы подражать. Но Бог в Своих деяниях следует некоторым данным или упомянутым Им Самим прообразам, примерам, моделям, на которые человек может ориентироваться как на О. Библия дает верующим О. (добра или зла), по которым человек может осмысливать Божьи деяния, понимая их как помощь или как предостережение. Бог дал израильтянам О. для сооружения скинии (Исх. 25:9.40) и храма (1Пар. 28:11.19; Евр. 9:24). Некоторые ветхозаветные события послужили прообразами событий из жизни Иисуса Христа. Напр., покой Божий после сотворения мира (Евр. 4:10), потоп (2Петр. 2:5), сохранение жизни Исаака (Евр. 11:17–19), пребывание Ионы во чреве кита (Мф. 12:40). Прообразами Христа были и некоторые герои ВЗ: Адам (1Кор. 15:21.22.45), Моисей (Втор. 18:15), Давид (Иез. 34:23), пророки (Иак. 5:10).
II. ИИСУС ХРИСТОС КАК ОБРАЗЕЦ
В следовании за Иисусом и в общении с Ним христианин преображается в образ Христов (Рим. 8:29), что выражается не во внешнем подражании Его жизни, а в ежедневном обновлении Св. Духом. Иисус Христос есть образ Бога (2Кор. 4:4; Евр. 1:3), и Сам Он должен изобразиться в верующих (Гал. 4:19), которые призваны облечься во Христа как в нового человека (Кол. 3:10), следовать Его примеру и Его слову, будучи готовы, подобно Ему, терпеть несправедливость (1Петр. 2:21), любить, как Он (Ин. 13:34), жертвовать жизнью (Еф. 5:2), служить ближнему (Ин. 13:15), прощать (Кол. 3:13) и даже уподобиться Христу в Его чувствованиях (Флп. 2:5) и Его жизни (1Ин. 2:6).
III. ЧЕЛОВЕК КАК ПРИМЕР
В Библии ставятся в пример такие люди, которые проявляют послушание Богу, и т.о. Бог на примере их жизни может свидетельствовать о Себе другим людям. Об Иосии, напр., сказано: «И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (4Цар. 22:2). Т.е. он жил пред Богом и соблюдал заповеди Божьи, подобно Давиду (2Пар. 17:3). Но тот, кто уклоняется от пути Господа, становится примером непослушания (3Цар. 16:26) и совращает людей к идолослужению (2Пар. 21:12–13). Послание к Евреям ставит в пример веру предков (Евр. 11– Евр. 12:1). Павел часто приводил в пример церквам самого себя (1Кор. 4:16; 2Фес. 3:7.9), чтобы на этом наглядном примере они учились (Флп. 3:17) послушанию Иисусу Христу (1Фес. 1:6). Только потому, что сам Павел следовал за Христом, он мог призывать других следовать своему примеру (1Кор. 11:1). В этом отношении и сотрудники апостола должны были быть образцом для верующих (1Тим. 4:12; Тит. 2:7), так же как и пресвитеры для своих церквей (1Петр. 5:3). Образцом для других могут быть и целые церкви (2Кор. 9:1.2; 1Фес. 1:7). На вопрос, в чем один христианин может и должен быть образцом для другого, ответ гласит: как и Христос, во всей своей жизни – в вере (Евр. 13:7), любви, слове, чистоте (1Тим. 4:12), добрых делах (Тит. 2:7), рвении и труде (2Фес. 3:8.9), проповеди (2Тим. 1:13), принятии Евангелия (1Фес. 1:6.7). Вместе с тем Библия предостерегает от следования дурным О. (3Ин. 1:1; Евр. 4:1; Иуд. 1). ⇒ Образ ⇒ Человек (IV).