Возрождение
Сущ. «возрождение» (Тит. 3:5) и соотв. прич. «возродивший», «возрожденные» (1Петр. 1:3.23) в НЗ передается тот процесс, в котором Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной ⇒ жизни. В. дарует человеку причастность к ⇒ Царству Божию, образуя, согл. Ин. 3:3.5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность.
В Ев. от Иоанна этот процесс описывается как рождение «от Бога» (Ин. 1:13), «от Духа» (Ин. 3:8) или «свыше». Лежащий в основе этого описания образ естеств. рождения показывает, что человек ничего не может сделать для этого (от него требуется лишь ⇒ обращение к Богу) и что речь здесь идет исключит. о деянии Божьем, поскольку новая жизнь – это дар Божий. Именно это и позволяет говорить о рождении от Бога (Пс. 2:7; Иак. 1:18); Бог рождает человека Своим словом, словом истины (Иак. 1:18), благовествованием (1Кор. 4:15). Это слово есть нетленное, животворящее семя (1Петр. 1:23), поэтому становится ясно, почему Павел мог утверждать, что он благовествованием рождал людей как верующих (1Кор. 4:15; Флм. 1:10 – Онисим). Итак, то, что происходит при В., – это коренное изменение безбожного человека – во исполнение обетования (Иез. 36:26) – ради его спасения и обновления, которые делают его чадом Божьим. Этот акт, согл. Тит. 3:5, связан с крещением (⇒ Крещение, III,2), даже если свидетельство всего НЗ и не дает повода считать час крещения моментом В. И все же В., дарующее человеку ⇒ веру, – это одномоментное событие, в отличие от обращения и ⇒ покаяния, которые могут повторяться, или от продолжительного ⇒ освящения.
Возрожд. может уклониться от веры, но затем обратиться к ней вновь (Иак. 5:19). Поскольку В. является плодом слова Иисуса, то не может возродиться тот, кто не приемлет этого слова, т.е. ожесточивший свое сердце против Него (ср. Ин. 8:43–47). Поскольку сам человек мало может способствовать своему В., то он оказывается не в состоянии назвать точный момент этого события. Библия не подводит нас к тому, чтобы мы могли наблюдать процесс В., но учит узнавать совершившееся В. по тому воздействию, которое оно оказывает на нас. В. рассматривается в ней как полож. Богом начало пути, по которому отныне нам следует идти в послушании вере. Цель этого пути – вечная жизнь. Возрожденный верит в то, что Иисус есть Христос (Помазанник) Божий (1Ин. 5:1) и любит не только Христа как своего Господа и Бога, возродившего его, но и своих братьев во Христе, также рожд. от Бога (см. 1Ин. 4:7; 1Ин. 5:1). Поскольку отныне он, как чадо Божье, ведом Духом Божьим (Рим. 8:14), то он побеждает мир (1Ин. 5:4), совершает праведное пред Богом (1Ин. 2:29), не делает греха (1Ин. 3:9; 1Ин. 5:18), т.е. он хранит себя как чадо Божье (1Ин. 5:18), и ему предназначено обетование того, что лукавый не коснется его.
Перед возрожд. стоит задача возрастать в этой новой жизни; ведь в начальный период после своего В. верующие – как новорожд. дети (1Петр. 2:2), которые нуждаются в легкоусвояемой пище, т.е. в обучении основам благовествования о Христе (в 1Кор. 3:2 говорится о молоке; отсюда становится понятным, почему Павел в 1Фес. 2:7 свое отношение к молодой церкви сравнивает с отношением матери). Указанные места Библии, вместе с тем, разъясняют, что постоянная забота о младенцах – не главное, взращивание возрожд. в Церкви и вместе со всей Церковью до их совершеннолетия (Еф. 4:13) – вот основная цель В.