Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Царство Божие

I. ПОНЯТИЕ

Слова, используемые в Библии для передачи понятия «царство» [евр. малхут; греч. басилейа], означают: «царская власть», «царское владычество». Слово «царство» имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю» (ср. Пс. 144:13; Мф. 25:34). В Ев. от Матфея чаще употребляется другое словосочетание – «Царство Небесное» (32 раза; «Царство Божие» – только в Мф. 6:33; Мф. 12:28; Мф. 19:24; Мф. 21:31.43), но эти выражения синонимичны. Ц.Б. означает прежде всего неогранич. власть Господа над миром – над царством природы и Духа (Пс. 102:19). Но помимо этого, подразумевается и нечто другое, а именно: господство Бога, Которому мы себя подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. Иисус учит молиться о пришествии этого Царства, этой цар. власти Бога (Мф. 6:10). Ц.Б. одноврем. пребывает в настоящем и в будущем. Природу его нельзя назвать ни чисто земной, ни чисто неземной, ни чисто духовной (1Пар. 29:11); односторонняя трактовка привела бы к сужению этого библ. понятия.

II. БИБЛИЯ О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ

Ц.Б., отчасти проявляющееся в настоящем, во всей своей полноте придет в будущем. В ВЗ сообщается о зарождении Ц.Б., о том, что противостоит ему на земле, излагаются пророч. обетования, касающиеся этого Царства и его будущего. НЗ показывает Того, в Ком «Царство Божие» на земле проявляется воочию: Иисуса Христа. Где находится Христос, там и наступает Ц.Б. Но только со Вторым пришествием Иисуса в славе Ц.Б. обретет свое совершенство на земле:

1) ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ВОЗВЕЩЕНИЕ ЦАРСТВА БОЖИЕГО И ЕГО ОЖИДАНИЕ.

Говоря о ветхозаветной истории Ц.Б., прежде всего следует иметь в виду миссию ⇒ Израиль (⇒ Пятикнижие Моисея, I,Б). Чтобы установить Свое Царство на земле, Бог избрал народ, которым стал особым образом руководить, чтобы через него всем остальным народам открылась Божья сущность (Исх. 19:5.6). Чтобы вооружить Израиль для исполнения высокого поручения, Бог посылал ему Своих ⇒ пророков, устами которых Он давал народу указания (Иер. 7:25). Но народ Израиля сопротивлялся водит-ву Бога и препятствовал осуществлению Ц.Б. на земле (см. Неем. 9:6–37). С резкими обличениями израильтян выступали пророки, возвещая суд над избранным Божьим народом. И наказание пришло. Палестина была завоевана врагами, а народ уведен в ⇒ плен. Но Бог не отказался от Своего замысла. Предсказания пророков о грядущем Царстве, в котором свершатся Божьи замыслы, должны были исполниться.

От Израиля исповедание Бога должно распространиться на все народы мира. Оружие, предназнач. для войн, будет перековано в орудия труда (Ис. 2:2–4; Мих. 4:1–5). Израиль станет благословением «посреди земли» (Ис. 19:24). Это царство на земле установит Царь из рода Давида. Он будет «производить суд и правду на земле» (Ис. 11:1.2; Иер. 33:15). В то время как для земных царств характерно звериное начало (см. Дан. 7), грядущее Ц.Б. исполнено человеч. черт. Его представляет «как-бы Сын человеческий» (Дан. 7:13). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место (Дан. 2:44). В грядущем Ц.Б. жизнь будет подчинена новым установлениям, соотв. Божьей воле (Иер. 31:33; Иез. 36:25–32);

2) ЦАРСТВО БОЖИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Иоанн Креститель и Иисус объявляли, что Царство Божие «приблизилось» (Мф. 3:2; Мф. 4:17). Иоанн говорил, что это Царство установит Тот, Кто идет за ним. Вся проповедь Иисуса наполнена напряженным ожиданием: Ц.Б. уже на пороге, оно уже наступило в Иисусе, но о приходе Царства все же следует молиться (см. Мф. 6:10; Мф. 10:7; Мф. 12:28). В Своих притчах (Мф. 13) Иисус говорит о возрастании этого Царства; данный процесс будет завершен могуществ. вмешат-вом Бога (притча о неводе, Мф. 13:47–50). Царь этого Царства – Сам Иисус, посланный Богом. Его Царство носит духовный характер, оно «не от мира сего» (Ин. 18:36). Его нельзя установить человеч. усилиями и с помощью оружия (Ин. 18:33–37). Тот, кто желает «увидеть» Ц.Б. и ждет его «пришествия», должен быть рожден «свыше», т.е. «от Духа» (Ин. 3:1–8). Ц.Б. не может считаться принадлежностью только иудеев. Оно доступно каждому, кто находится в правильных отношениях с Богом (см. Мф. 8:11).

«Основным законом» цар. власти Бога по праву считается ⇒ Нагорная проповедь, в которой перечислены основные правила, действующие в Царстве Божием. Жертв. смертью Иисуса, Его воскресением и вознесением созданы духовные предпосылки для того, чтобы древние обетования о Ц.Б. на земле и о миссии Израиля смогли осуществиться. Очевидно, именно этого ожидали ученики Иисуса перед Его вознесением: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Отвечая на этот вопрос, Воскресший не опроверг высказанное предположение, но сказал, что право устанавливать времена и сроки принадлежит одному лишь Отцу.

Самим же ученикам довелось пережить событие, имевшее чрезвычайно важное значение в истории Ц.Б., когда апостолы «исполнились ... Духа Святого» (Деян. 2). С того дня, дня ⇒ Пятидесятницы, Ц.Б. охватывает всех, кто верит во Христа, в великую, вселенскую ⇒ Церковь Христову, которая представлена на земле поместными церквами, но не ограничивается ими. В Церкви, которая есть Тело Христово, воплощается Ц.Б. Внутри нее исчезают все нац., религ. и социальные различия (Гал. 3:28). Поскольку Христос – поставленный Богом Царь Ц.Б., то это Царство по праву называется Царством Христа (2Петр. 1:11). Верующий в Христа введен в Его Царство (Кол. 1:13), где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Подданные этого Царства еще живут в мире (см. Ин. 17:15), но они уже могут общаться с Богом; они сопричастны Небесному Царству (Флп. 3:20; Кол. 3:1–3);

3) ГРЯДУЩАЯ ПОЛНОТА ЦАРСТВА БОЖИЕГО.

Присутствие Ц.Б. пока сокрыто от людей и познается только верой. Но со Вторым пришествием Господа Ц.Б. установится в силе и славе. Здесь следует различать два аспекта: а) грядущее Царство сначала будет земным; тогда сбудутся многие пророч. предсказания (напр., Ис. 2:2–4; Ис. 11:6–9; Зах. 8:13.20–23). На основании Свящ. Писания можно говорить о ⇒ тысячелетнем царстве (Откр. 20:1–6). В этом сбудется предсказание о призвании Израиля. Иисус, придя на землю во второй раз, будет вершить суд над народами, решая, кто достоин «наследовать» Его Царство (Мф. 25:31–46).

Нельзя относить библ. высказывания о земном Царстве Христа только к духовной сфере, тем самым обесценивая их. Когда-то с неба будет объявлено: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15); б) земное Царство Христа следует, однако, отличать от последнего совершенства всего сотворенного, когда Христос передаст Свою цар. власть в руки Отца, и всякая власть и сила окажутся упраздненными (1Кор. 15:24). Тогда Ц.Б. достигнет своей полноты. Когда будут одолены все враги Божьи, и как последний из них – смерть (1Кор. 15:26), Иисус исполнит предназначение Своей цар. власти. ⇒ Приход Царства Божиего на землю.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle