Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Плен

Плен как изгнание, насильств. переселение целого народа или его части.

I. В качестве прообраза П. (­ изгнания) можно рассматривать изгнание первых людей из Едемского сада (Быт. 3:23). Изгнание, ставшее результатом их непослушания Богу, привело к утрате свободы и явилось трагич. предупреждением о том, что отпадение от Бога всегда означает внутр. и внешнее порабощение.

II. Пребывание Израиля в Египте, сопровождавшееся угнетением народа, также можно назвать П. (Исх. 1:11–14). Вопли народа были услышаны Богом, и Он, узрев скорби израильтян, послал Моисея, чтобы тот вывел народ из егип. рабства (Исх. 3:7–10; Исх. 20:2; ⇒ Исход).

III. 1) во время последовавшего за исходом из Египта странствованием по пустыне Бог предупредил израильтян, что в случае непослушания Его заповедям Он снова может изгнать их и рассеять между народами (Лев. 26:33–39; Втор. 4:25–28; Втор. 28:36.37.64–68). Господь обещал вывести народ только в том случае, если он отречется от своих прегрешений и обратится к Нему (Лев. 26:40–45; Втор. 4:29–31; Втор. 30:1–10). После завоевания земли обетованной израильтяне столь часто проявляли непослушание Богу, что в конце концов население сначала Израильского (Северного), а затем и Иудейского (Южного) царств было угнано в П. Тщетно пророки Ам и Осия, Исаия и Михей, Софония и Иеремия призывали народ к обращению и предсказывали грядущее наказание;

2) орудием суда над Северным царством стали ассирийцы, а над Южным – халдеи (вавилоняне). Ассирийцы при Тиглатпаласаре III (745–727 гг. до Р.Х.) начали систематич. переселение целых народностей. Во время походов 733 и 732 гг. Тиглатпаласар выселил жителей земли Неффалима, располож. на севере Палестины, и колена, жившие вост. Иордана, а именно колена Рувима, Гада и полуколено Манассии, после чего отвел их в Халах, в Ару и к Хавору, реке Гозан (в Синод. пер. Гозан назван рекой, а Хавор – областью; 4Цар. 15:29; 1Пар. 5:6.26). В Ис. 9отражены именно эти события. После взятия Самарии Салманасаром (726–722 гг. до Р.Х.) его преемник Саргон II (721–705 гг. до Р.Х.) завершил переселение, депортировав большую часть оставшегося населения Северного царства в те же вышеназв. области и в Мидию (4Цар. 17:6; 4Цар. 18:11). Как Тиглатпаласар, так и Саргон упомянули об этих переселениях в своих анналах, причем Саргон указал и число угнанных жителей Самарии: 27 290 человек. Покинутые израильтянами самарийские города были заселены жителями Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима (4Цар. 17:24). При Ашшурбанапале (ок. 640 г. до Р.Х.) в страну хлынул новый поток переселенцев из Элама, Персии и Вавилонии (1Езд. 4:9). Из 2Пар. 30:1.10 становится очевидным, что на тер. Северного царства оставалась часть израильтян. В результате их смешения с новыми колонистами образовался народ, называемый ⇒ самарянами (4Цар. 17:24–41). Какова была судьба угнанных израильтян, неизвестно. Лишь немногие из них сохранили связь со своим народом; об их потомках упоминается в НЗ (Лк. 2:36; Деян. 2:9);

3) евреи, населявшие Южное царство, были угнаны Навуходоносором II (604–562 гг. до Р.Х.) в вавил. П. Это событие оказалось столь важным в истории евр. народа, что принято различать допленный и послепленный периоды. Этому П. предшествовало еще одно ассир. переселение, когда Синаххериб (библ. Сеннахирим) во время похода против Езекии в 701 г. до Р.Х. увел из больших и малых городов Иудеи, по его собств. утверждению, 200 150 (?) человек. кроме того, довольно большое число евреев после убийства Годолии бежало в Египет. Среди беженцев были пророки Иеремия и Варух (Иер. 41Иер. 44:30). Переселение в Вавилон проходило в несколько этапов. Некоторые знатные евреи, среди них и пр. Даниил, были уведены в П. еще в 605 г. до Р.Х., после победы вавилонян при Каркемише (Дан. 1:1–4). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя ⇒ Иехонию, его мать, жен, слуг и придворных, а также 10 тыс. воинов и всех ремесленников. Захватив город, он вывез оттуда все сокровища храма и цар. дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе (4Цар. 24:12–16). Иехония, согласно вавил. летописям, был пленен 16 марта 597 г. до Р.Х.; отправили же его в Вавилон лишь в апреле след. года (2Пар. 36:10; Иез. 40:1).

Этим, вероятно, объясняется датирование пленения Иехонии в одном случае восьмым (4Цар. 24:12), а в другом – седьмым годом правления Навуходоносора (Иер. 52:28). Трудно сказать, были ли 3023 иудея, названные в Иер. 52:28, отдельной группой переселенцев или составляли лишь часть предыдущей группы. Захватив и разрушив в 587 г. до Р.Х. Иерусалим, Навузардан выселил почти всех оставшихся в живых жителей города, за искл. тех, кто был предназначен для работ в поле (4Цар. 25:11; 2Пар. 36:20; Иер. 39:9; Иер. 52:15); 832 человека, упомянутые в Иер. 52:29, были, видимо, депортированы первыми, еще до падения Иерусалима. Между тем, не вся страна была разорена и не все ее жители были выселены. Некоторые города, в т.ч. Массифа (Иер. 40:6), видимо, сдались вавилонянам без сопротивления и поэтому были пощажены. кроме того, по стране были разбросаны остатки евр. войска, ушедшие затем в Египет (Иер. 43:4–7). В 582 г. Навузардан отвел в Вавилон еще одну группу евреев численностью в 745 человек (Иер. 52:30). Указ. число – 4600 человек – нельзя рассматривать в качестве общего числа депортированных (даже если учитывать людей, которые позже вернулись из П. и которые, в свою очередь, составили лишь часть всех угнанных в П.).

IV. После того как Вавилон был захвачен персами, Кир в 538 г. до Р.Х. разрешил жившим в П. евреям возвратиться на родину (2Пар. 36:22; 1Езд. 1:1–4). Вначале этим разрешением воспользовались 42 360 членов евр. общины, а также 7337 рабов и рабынь и 200 певцов и певиц (1Езд. 2:64). Часть евреев решила остаться в местах высылки (см. Есфирь; Зах. 6:10; Деян. 2:9; ср. ⇒ Рассеяние). Вавил. П. продолжался не 70 лет, как часто считают, а меньше. Пророчества в Иер. 25:11; Иер. 29вовсе не говорят о продолжительности П.; они определяют время существования Нововавилонского царства 70 годами, что вполне соответствует периоду 605–539 гг. до Р.Х. В 2Пар. 36эти 70 лет, возможно, означают время, прошедшее между разрушением храма в 587 г. и его освящением заново в 515 г. до Р.Х.

V. Вавил. П. сыграл важную роль в истории евр. народа благодаря служению таких мужей, как пророки Иезекииль и Даниил (здесь же можно назвать и Иеремию). После разрушения храма народ с большим старанием стал изучать Закон и соблюдать субботу. Большее значение придавалось обрезанию как видимому свидетельству принадлежности к богоизбр. народу. В П. Израиль окончат. отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность уз, духовно скрепляющих общину. Вдали от родины и в отсутствие храма главной в духовной жизни народа оставалась Тора. Обращение с пленными, вначале довольно суровое (Пс. 136), постепенно становилось более мягким (Иер. 29:5–7). ⇒ Евилмеродах освободил царя Иехонию из темницы и даже позаботился о его обеспечении (4Цар. 25:27–30); Даниил (Дан. 2:48; Дан. 6:3) и Неемия (Неем. 1:11) получили высокие должности. Евреи принимали участие в экономич. жизни Вавилона, многие из них достигли материального благополучия (ср. 1Езд. 2:69) и пользовались уважением. Подобные успехи порой удерживали их от возвращения на родину. ⇒ Пленный.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle