Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Нагорная проповедь

ПОНЯТИЕ

Н.П. называют речь, которую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом (Мф. 5, Мф. 6, Мф. 7) (Лк. 6:20–49). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, которые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строительстве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время некоторые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится к Мф. 5:17–37 и Мф. 6:1–8.16–18. Согл. Мф. 5:1, речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк. 6сказано, что Он проповедовал «на ровном месте».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ)

1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью (Мф. 5:3–12; Лк. 6:20–23). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира (Мф. 5:13–16), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок (Мф. 5:17–48), в котором Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: «А Я говорю вам». Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом. Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь которым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., Мф. 5:21–26), либо давая его заповедям собств. толкование (Мф. 5:27–30), либо полностью отменяя их (Мф. 5:33–37; Мф. 5:38–42). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом (Мф. 7:29) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, которой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса (Мф. 5:17).

Поэтому для понимания сути Н.П. необходимо постоянно помнить о личности Проповедника, а не ограничиваться лишь рассмотрением ее этического содержания. Целью, на достижение которой должна быть направлена жизнь нового народа Божьего, является совершенство (Мф. 5:48), но совершенство это достигается не нарушением заповедей Закона, а их исполнением Самим Иисусом (Мф. 5:17). Греч. слово телейос, перевед. здесь как «совершенный», имеет также значение «нераздельный», «целый» (осн. знач.: «полный»). Н.П. является, т.о., тем действием, тем обращением, с помощью которого Господь приобщает Своих учеников к совершенной жизни пред Богом. Одноврем. с этим она служит последователям Иисуса предупреждением и обетованием;

2) новая жизнь в пришедшем на землю Царстве Божьем не должна быть отрицанием жизни старой, она должна произрасти из семени, заложенного ранее в заповедях и обетованиях ВЗ, исполняющихся теперь силой Св. Духа в спасительной миссии Сына Божьего. Так, в след. отрывке (Мф. 6:1–18) говорится о трех ветхозаветных понятиях – «милостыня», «молитва», «пост», которые нужны человеку не для того, чтобы казаться праведным, а для того, чтобы быть им. Уча Своих учеников молиться (Мф. 6:5–8, Мф. 6:9–13), Иисус со словами молитвы «Отче наш...» преподает им урок веры. Те люди, которые подобным образом обращают свои молитвы к Богу, перестают тяготиться бременем житейских забот, полностью доверяясь Небесному Отцу. Все мысли и стремления нового народа Божьего должны быть направлены на поиск Царства Божиего и правды Его (Мф. 6:33). И тогда, как обещал Иисус, им приложится и пища, и одежда, и все необходимое, и их жизнь будет лишена ненужных забот о завтрашнем дне;

3) изменить свое отношение к жизни необходимо не только ученикам, но и каждому человеку. Никому не позволено осуждать своего брата (Мф. 7:1–5). Человек должен поступать с другими людьми так, как он хотел бы, чтобы они поступали с ним (Мф. 7:12). Этого можно добиться, если постоянно помнить о том, что Отец наш на небесах слышит людские молитвы и «дает блага просящим у Него» (Мф. 7:7–11). Но приглашение Иисуса «входить тесными вратами» не оставляет сомнения в том, что лишь немногим удастся найти истинный путь, ведущий в жизнь (Мф. 7:13–14). Найти этот путь можно, лишь соблюдая единство слова и дела, веры и поступков, исполняя волю Отца Небесного и избегая пустословия и похвальбы (Мф. 7:15–23).

Вера, или, как говорил Иисус, благоразумие дается человеку, полностью полагающемуся на Слово Божье; так, в заключительной притче о строительстве дома благоразумный человек противопоставляется безрассудному (Мф. 7:24–27). Жизнь человека, слушающего Слово Божье и поступающего в соответствии с ним, подобна дому, построенному на камне, и поэтому нерушима, в то время как невнимание к Слову Божьему равнозначно строительству дома на песке, и человек безрассудный не устоит пред лицом житейских испытаний и пред Божьим судом. Слушатели были поражены не только содержанием проповеди, но и той силой, с которой было произнесено это откровение о новой жизни: «Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:29).

ЗНАЧЕНИЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ

1) существует множество толкований Н.П., начиная с попытки представить ее в качестве свода правил, регулирующих жизнь общества (напр., у Л.Толстого или у части анабаптистов), и заканчивая использованием ее в средневековом католицизме для разграничения между законами, обязательными для всех христиан (praecepta dei), и «евангельскими советами» (consilia evangelica), следуя которым человек получает возможность достичь более высокой степени самосовершенствования. В последнем случае Н.П. представляется своего рода учением о добродетели. Но Н.П. не является ни разрешительной грамотой для попыток радикальным образом изменить мир к лучшему, напр., путем уничтожения частной собственности, ни главным аргументом в борьбе с заслуживающими критики обществ. проявлениями. Для Лютера требования, предъявленные в Н.П., не относятся к какой-то особой, сверхчеловеч. этике, а распространяются на всех христиан. Живя в этом мире, Христос понимает любовь, которая и лежит в основе Н.П., иначе, чем это сформулировано в антитезах (Мф. 5:21–47).

Для Лютера христианин – это не только подданный Небесного Царства, но и член светского общества. В личной вере христианин может возвыситься над миром (и, напр., отказаться от ответного насилия), но в обществ. жизни, когда беда коснулась кого-то другого (напр., члена семьи), христианину необходимо прежде всего защищать людей, порученных его заботам, чтобы тем самым исполнить заповедь Господа. Н.П. не дает человеку права бежать от мира, чтобы в небольшой замкнутой общине служить идеалам (как это предлагали во времена Реформации анабаптисты и меннониты), но она не ограничивается и задачей пробудить в человеке осознание собств. греховности и желание обрести Божье прощение (как во времена Реформации утверждали правоверные лютеране). В этом случае получается, что Божьи заповеди не имеют силы в других сферах человеч. жизни (экономика, политика и т.д.). И хотя Н.П. нельзя рассматривать в качестве прямой «программы действий» (т.к. уничтожение любой властной структуры, напр. полиции, неизбежно приводит к разгулу насилия, что никак не согласуется с призывом любить ближнего), все же ей присущи некоторые моменты, побуждающие к переустройству общества, так что претворение проповеди в жизнь последователями Христа не могло не сказаться и на внешних сторонах этой жизни (ср. «соль» и «свет»: Мф. 5:13–16). Но в любом случае было бы неправильно навязывать другим свое понимание Н.П. Она – ни что иное, как свод основных законов грядущего Царства Христа, которое уже сегодня наступило для детей света, а в будущем охватит весь мир;

2) построение Н.П. основано на взаимосвязи требований и обетований, описания существующего порядка вещей и предвещения будущего. Речь, произнесенная Христом, обращена к узкому кругу учеников (Мф. 5:1), но ей внимал и народ, присутствовавший при этом. Из заключительной притчи (Мф. 7:23–27) становится ясно: учеником Христа может считаться лишь тот, кто слушает Его слова и исполняет их. Человеку, поступающему подобным образом, будут дарованы блаженства, с перечисления которых и начинается Н.П. (Мф. 5:3–12). В заповедях блаженства не имеется в виду какая-либо определ. группа людей, в них, скорее, говорится о страданиях и преследованиях, выпавших на долю учеников Христа, тогда как обетования призваны явить ученикам будущую жизнь, уже познанную ими в вере, но которая откроется для остального мира лишь после Второго пришествия Иисуса.

Вместе с тем из Н.П. ясно, что Царство Божие, начало которому положил Своим пришествием Иисус и свидетелями которого были Его ученики, не есть нечто совершенно новое, а является исполнением и завершением обетований ВЗ. Но исполнить эти обетования дано лишь Иисусу, и поэтому каждое слово Н.П. следует рассматривать как произнесенное Сыном Божьим, в Котором все обетования Божьи «да» и «аминь» (2Кор. 1:20). И кто верует в Него и живет по закону веры, тот, ведомый Св. Духом, достигнет совершенства. Осуществление на практике принципов, изложенных в Н.П., Писание называет не делами людей, а плодами Духа (Гал. 5:22). Т.о., Н.П. – это призыв к жизни со Христом и в полном подчинении воле Божьей, прозвучавший в Израиле и разнесшийся повсюду, где проповедуется Евангелие. Это – проповедь грядущего спасения, глубокого смирения и твердой веры в Отца Небесного.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle