Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Крещение

I. КРЕЩЕНИЕ ИОАННА

1) К. в НЗ имеет прообразы в ВЗ: очищающие и ритуальные омовения (Лев. 14:8; Лев. 15:5; Лев. 17 и проч.; ⇒ Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищениеОмовение), которые в пророч. предсказаниях становятся символом очищения от грехов (Ис. 1:16; Ис. 4:4; Иез. 36:25; Зах. 13:1). Наряду с этими ветхозаветными образцами перед глазами Иоанна, вероятно, были также и совр. ему явления. К ним принадлежит К. прозелитов, предположит. появившееся в I в. по Р.Х. Это К., наряду с ⇒ обрезанием, совершалось над язычниками, а для девушек и женщин являлось единств. внешним признаком их обращения в иудаизм. Иоанну, возможно, было также известно К. послушников в секте ессеев в Кумране (⇒ Рукописи Мертвого моря). Несмотря на возможность существования таких связей, прозвище Иоанна – «Креститель» указывает на то, что совершаемое им К. расценивалось как нечто совершенно новое;

2) Иоанново К. водой, неразрывно связанное с его проповедью покаяния, предполагает исповедание крещаемым своих грехов (Мф. 3:6.11; Мк. 1:4.5; Лк. 3:3.8–38) и осознание своей греховности. Эти обстоят-ва, а также указание на К. Св. Духом и огнем (Мф. 3:11) как на более высокую ступень К., которая станет возможной только с явлением Христа (см. Деян. 19:1–7), говорят о том, что Иоанново К. занимает место предварительного К. в священноисторич. последовательности. Деят-стью Иоанна община людей, связывающих свое спасение с явлением Мессии, приготовляется к приходу Христа и сплачивается.

II. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА

1) КРЕЩЕНИЕ В ИОРДАНЕ. Иисус принял К. в Иордане (см. Мк. 1 и парал. места), чтобы «исполнить всякую правду». Значение этого К. относилось только к Нему как к Божьему Мессии, поскольку нигде в НЗ К. в древней Церкви не обосновывается этим К. Иисуса и не связывается с Ним. Иисус в этом К. приобщается к нам, грешным людям. С одной стороны, в начале общественного служения Иисуса Бог возвещает и подтверждает, что Иисус – Его Сын, а с другой, Иисус, как Агнец (Ин. 1:29), подчиняет Себя Закону Божьего суда, как всякая грешная плоть;

2) КРЕЩЕНИЕ СТРАДАНИЯМИ. Исходя из этой предпосылки, все страдания Иисуса, вплоть до Его смерти на кресте, можно тоже назвать «крещением» (Мк. 10:38; Лк. 12:50). Именно это имеет в виду Павел, говоря о К. Иисуса как о К. «в смерть» (Рим 6 и след.).

III. КРЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

1) для постижения сущности новозаветного К. основополагающее значение имеет тот факт, что в Церкви Христовой К. Духом Святым (см. Мк. 3 и парал. места), пророчески предсказ. Иоанном, становится тем событием, которое учреждает и знаменует собой эту Церковь. Ученики Иисуса некоторое время продолжали совершать К. водой как (Иоанново) К. в покаяние (Ин. 3:26; Ин. 4:2), но под воздействием деяний Самого Иисуса, стали, начиная с дня Пятидесятницы, крестить заново – теперь уже «во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:38; Деян. 8:16; Деян. 10:48; ср. 1Кор. 1:15; 1Кор. 6:11; Гал. 3:27) или – исполняя повеление Иисуса о крещении – во имя триединого Бога (Мф. 28:19). В отличие от К. Св. Духом, водное К. не является самодостаточным (ср. также 1Кор. 12:13), а служит лишь прообразом (см. о подчиненном значении К. водой в Мк. 16:16; 1Кор. 1:17; Евр. 6:1,2; Евр 9:9 и след.; и особенно в 1Ин. 5 – «не водою только»);

2) хотя К. Духом и водой являются взаимосвязанными актами, они могут значительно отстоять одно от другого во времени; яснее всего об этом сказано в Деян. 8 (ср. также Деян. 8 и 19 с 10 и 48). Кажется странным, что Павел, глубоко раскрывший богословское значение К., находясь в Коринфе, воздерживался от того, чтобы самому совершать водное К. (1Кор. 1:17; возможно, крестили его спутники). По всей видимости, это свидетельствует о том, что главное значение Павел придавал не какому-либо обряду или таинству, а вере во Христа. Во всяком случае, судя прежде всего по сообщениям Деяний, момент водного К., совершаемого, вероятно, через полное погружение в воду (Мк. 1:9; Ин. 3:23: «много воды»), мог иметь лишь подчиненное значение. В «обычном случае» вера (­восприятие Духа, чаще всего через рукоположение) и водное К. следовали непосредственно одно за другим (Деян. 2:38; Деян. 8:12,36–39; Деян. 16:31.33; Деян. 18:8; ср. Мк. 16:16; Гал 3 и след.). Но возможен и обратный порядок, а также отстояние во времени одного события от другого. Там, где водное К. предшествует полной, проникнутой Духом вере, оно, по крайней мере, предполагает доверит. обращение ко Христу; если же водное К. следует за принятием Духа, то оно служит исповеданием и знаменованием содеянного Христом и отражением процесса возрождения (Ин 3:5 и след.; Тит. 3:5: «баня возрождения и обновления Святым Духом»), а также символизирует смерть и воскресение вместе с Христом (Рим 6 и след.; Кол. 2:12). Если же рассматривать К. в его полноте, т.е. К. Св. Духом и водой (ср. Ин. 3:5), то в нем крещаемый приобщается к смерти Иисуса и Его воскресению. Происходит его очищение и решительное отмежевание от греха (Деян. 2:38; Деян. 22:16; Рим. 6:1; 1Кор. 6:11; Еф. 5:26,27; 1Петр. 3:21), усыновление Отцом (Гал 3 и след.); он становится членом Тела Христова, т.е. Церкви (1Кор. 12:13) и, кроме того, получает дары спасения, распределяемые Христом (1Кор 12 и след.);

3) в Деян. 10:44–48; Деян. 16:14,15,32; Деян. 18 водное К. принимают люди, услышавшие Благую Весть и принявшие ее верой. Слово «дом» в этих текстах может включать детей, способных к осознанной вере (ср., однако, формулировку в Послании Игнатия Антиохийского Поликарпу (ок. 110–117 гг.): «...всем своим домом вместе с детьми»; здесь дети названы отдельно от «дома», т.е. от «домашних»). Но тексты новозаветного периода нигде не содержат намека на К. младенцев, хотя, исходя из контекста, его нельзя и с полной уверенностью исключить. Тем не менее, признание того, что момент водного К. имел подчин. значение и что в НЗ основной упор сделан на проникнутую Духом веру и начало новой жизни, способно обеспечить ту свободу от всех догматич. и конфессион. предубеждений, которая позволяет увидеть самое существенное. При этом особенно важно, что НЗ глубоко чужда идея автоматич. получения спасения через совершение неких таинств, имеющих якобы магическое действие (ср. Мф. 28:19, досл.: «сделайте все народы учениками и крестите их»);

4: а) в метафорич. значении слово «К.» употребляется в НЗ в отношении перехода израильтян через Чермное море (1Кор. 10:2) и потопа (1Петр. 3:20,21); б) смысл выражения «креститься для мертвых» (1Кор. 15:29) не вполне ясен. Лингвистически возможное истолкование «ради мёртвых», т.е. для их пользы, вместо них, кажется невероятным с т.зр. новозавет. богословия. Но возможно, язычник принимал подобное К. с той целью, чтобы при воскресении вновь соединиться с умершими близкими, которые были верующими. Следует, однако, учесть, что Павел не признает этого обычая, что бы тот собой ни представлял, а только использует его как пример, чтобы разъяснить коринфянам, насколько абсурдным является отрицание воскресения мертвых.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle