Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Крест, распятие на кресте

I 1) распятие на К. было «чрезвычайно жестокой и ужасной» казнью (Цицерон), которую римляне переняли у карфагенян, но применяли только к рабам и преступникам из низших слоев общества. Рим граждан запрещалось казнить подобным образом. При распятии кисти рук и ступни ног приговоренного прибивали гвоздями к поперечной балке и столбу или привязывали к ним. У римлян осужденного на распятие принято было сначала бичевать (Ин. 19:1), затем он должен был сам нести К. к месту казни, которое, как правило, находилось за пределами города. Обычно осужденный нес только поперечную балку, к которой потом пригвождали его руки. После этого казнимого, с пригвожденными к поперечине руками, поднимали на трех-метровом кресте и длинным гвоздем пронзали ступни его ног, сложенных одна поверх другой, приколачивая их к вертикальному столбу. Одежда осужденного доставалась команде, приводившей приговор в исполнение. Из сострадания казнимому давали перед распятием одурманивающее питье (Мк. 15Смирна). Над головой распятого водружали табличку с обоснованием приговора (Ин 19 и след.);

2) смерть распятого на К. могла наступить лишь через несколько дней, особенно если осужденный был только привязан к К., а на столбе был выступ, служивший опорой для тела, но под ногами ничего не было. Если казнимого пригвождали, то гвозди проходили между костями запястий, причиняя острую боль. Подвешенного т.о. человека мучили жажда и сильные головные боли, мучения усугублялись высокой температурой и острым чувством страха. Распятый испытывал удушье, и, борясь с ним, время от времени выпрямлялся, опираясь на гвоздь, проходивший через его ступни. Тело умирающего импульсивно опускалось и поднималось; казнимый глотал воздух в приступах удушья, и в результате в грудной клетке и брюшной полости скапливалась жидкость (Ин. 19:34). Иногда, чтобы сократить мучения и ускорить конец, осужденному перебивали кости голеней. ⇒ Болезнь: переломы костей.

II. 1) распятие Иисуса – это знак того, что Он понес проклятие Закона и греха (Гал. 3:13). ВЗ не упоминает о распятии на К., но труп преступника в ветхозаветные времена иногда вешали на дерево, что выражало особо тяжелое проклятие и презрение (Втор 21 и след.);

2) постыдная, ужасающая смерть Иисуса в присутствии множества людей – неопровержимый историч. факт (ср. Ин. 19:35). Каждый человек должен решить, отвергнуть ли (Мк. 15:29–32) «безумие» и ⇒ соблазн К. (1Кор. 1:18.23; Гал. 5:11) или увидеть в смерти Христа искупление (Мф. 20:28; Мк. 10:45), ⇒ жертву (II,2) за свои грехи, и принять ее (2Кор. 5:21; 1Петр. 2:24). Кто верою принимает жертву Христа, тот распят вместе с Христом (Рим. 6:6; Гал. 2:19), умер для Закона и для греха (Рим. 6:6,7; Рим. 7:4), примирен с Богом и живет в мире с Ним (Еф. 2:16; Кол. 1:20). К. стал для уверовавшего в Христа знамением спасения, силы Бога (1Кор. 1:18) и тем единств., чем можно гордиться (Гал. 6:14);

3) Иисус прошел Свой путь к К. в послушании (Флп. 2:8), полностью подчинив Свою волю воле Отца (Мф. 26:39,42). В этом смысле Он и от Своих учеников требует, чтобы они ежедневно брали на себя свой К. (Мф. 10:38; Мф. 16:24; Мк. 8:34; Мк. 10:21; Лк. 9:23; Лк. 14:27). Тот, кто следует за Христом, причастен и к Его К.: «...Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24);

4) об отпавших от Христа в Послании к Евреям говорится, что «они снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6:6).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle