Соблазн, вводить в соблазн
I. Букв. значение греч. слова скандалон – «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Более отвлеченно оно обозначает также «толчок», «удар». В основе понятия С. лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению. Это хорошо видно в тех местах библ. текста, где присутствует целый ряд слов с похожим значением: камень преткновения, скала С., петля, сеть (Ис. 8:14); сеть, тенеты и петля (Рим. 11:9); претыкаться, соблазняться, изнемогать (Рим. 14:21).
II. 1) это понятие в Библии чаще всего касается отношений с Богом (в Рим. 14также и отношений между братьями во Христе). Все, что способно увести человека с пути веры и послушания, является С. (ловушкой), поводом для греха (Мф. 5:29) и самим грехом (Мф. 13:41; 1Ин. 2:10), и прежде всего – это грех идолопоклонства (Иез. 14:7; Соф. 1:3; Откр. 2:14);
2) грех и сам является С., отдаляющим от Бога (Мал. 2:8). Поэтому Иисус и Павел с такой настойчивостью предупреждали об опасности ввести в С. «малого», или слабого, брата, т.е. создать ему препятствия на пути веры (Мф. 18:6; Мк. 9:42.45; Лк. 17:1; Рим. 14:13.21; 1Кор. 8:13; 1Кор. 10:32).
III. Но существует и другой С., который делает явным скрытое непослушание. Здесь Бог (Ис. 8:14), раб Господень (Ис. 52:13), Иисус (Мф. 11:6; Мф. 15:12; Ин. 6:61) и Его Крест (1Кор. 1:23; Гал. 5:11) становятся камнем преткновения для людей, в своей слепоте и самоуверенности не понимающих Божьего пути. Этой опасности подвержены и ученики Иисуса (Мф. 26:31.33). Поэтому Господь предсказывает им гонения и бедствия (Ин. 16:1), чтобы предохранить их от преткновения и отпадения, которые особенно легко могут случаться в трудные времена (Мф. 13:21.57; Мф. 24:10).