Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Вера

ВЕРА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА КАК ОТВЕТ НА БОЖИЙ ПРИЗЫВ. В ВЗ понятие В. неразрывно связано с заветом, заключ. между Богом и людьми. В., ее ожиданию и обретению, всегда предшествует Божье деяние. В. – это ответ на прямой призыв Бога, обращ. к человеч. сердцу, – нежелание следовать этому призыву есть неверие. Неожиданно, но вполне определенно прозвучал призыв Господа к Авраму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). И Аврам исполнил Его волю. Позже к Авраму, почти столетнему старцу, вновь было обращено слово Господне: «Посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их ... столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). И Аврам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность»;

2) ВЕРА И ПОЗНАНИЕ БОГА. Утвердит. ответ человека на Божий призыв – это лишь одна сторона В. Вторая ее сторона – доверие. Аврам исполнил волю Господа, потому что доверился Ему. Основное значение евр. глагола аман (ср. ⇒ Аминь) – «верить». Он означает также «являться сущностью», «представлять суть» или «быть незыблемым, истинным, надежным, верным». Когда о Боге говорится, что Он хранит верность [евр. эмет, произв. от аман] (Пс. 145:6), это следует понимать так: «Бог верен, истинен, надежен, незыблем, постоянен». Выражение «все заповеди его верны» (Пс. 110:7) означает: они справедливы, надежны и неизменны. В. – это состояние совершенного доверия. Слова «Аврам поверил Богу» означают, что он признал за Богом абсолютную истину, справедливость, верность, незыблемость и милость. Верить – значит последовать неясному, неисповедимому, порой даже кажущемуся неразумным призыву Бога, еще не познав во всей полноте Его верности и надежности. Доверять Ему свою жизнь, вверять себя незримому Владыке – именно в этом заключается В., основа которой – упование на Слово Божие. Выражение «Аврам поверил Богу» означает также, что он сам открылся Божьей истине, надежности, непоколебимости, верности. Аврам стал верующим, т.е. верным, надежным и истинным;

3) ВЕРА КАК НРАВСТВЕННОЕ ЧУВСТВО. Верить в Бога – значит признавать Его истинным Богом, от Которого зависит вся жизнь человека, его духовный и нравственный мир. В. – это не простое признание существования некоей объективной реальности – наряду с познанием Бога В. предполагает и определ. образ жизни, который подразумевает повиновение Господу (Числ. 32:12), преданность Ему «вполне» (3Цар. 8:61), «всем сердцем, всей душой» (Втор. 6:5). В. – это отношение к Богу, определяющее все человеч. поступки и помыслы. В., игнорирующая нравственность, превращается в неверие, лицемерие. Внимать Слову Божию, видеть и ощущать чудесные Божьи деяния, но не верить – это грех, блуд, идолослужение, отступление от Господа (Ос. 1:2). Именно за это и были наказаны израильтяне во время странствования по пустыне (Евр. 3:16–19; Евр. 4:2). В этот грех израил. народ впадал неоднократно;

4) ВЕРА И СЛОВО БОЖИЕ. Бог постоянно общается с человеком, и это жизненно важно для верующего. «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор. 8:3; Мф. 4:4). Слово Божие дарует верующему жизнь и определяет его сущность. Поэтому к каждому верному израильтянину был обращен горячий призыв внимать Слову Божию, хранить его в сердце своем и следовать ему в повседневной жизни (Втор. 11:18–21). Из уст праведника многократно слышится восхваление Слова Божия (Пс. 55:5; Пс. 118:140.162 и др.);

5) ВЕРА КАК ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ. Ветхозаветное понятие В. наиболее глубоко раскрывается в пророчествах Исаии. Увидев Господа в храме (Ис. 6:1), Исаия был настолько поражен Божьим могуществом и величием, что с тех пор неверие он стал рассматривать как гибель. «Повстречать Бога» – значит предстать перед судом, т.к. перед лицом Бога все грехи становятся явными. Только В. может оправдать человека на Божьем суде. Неверующие люди мертвы – даже если они еще существуют, им уже вынесен Божий приговор: «Если вы не верите, то не устоите» (Ис. 7 – в пер. М.Лютера);

6) ВЕРА И НАДЕЖДА. В. ветхозаветных праведников всегда была связана с надеждой. Аврам, «поверив» Господу, обетовавшему ему многочисл. потомство, проникся надеждой. Надежда – это не только доверие к Богу, но и уверенность в том будущем, которое Им обещано. Эта В. была испытана, когда сначала Северное царство (Израиль) подверглось Божьему наказанию и лишилось будущего, а затем и Южное царство (Иудея) было осуждено Богом. Не лишился ли верующий в результате этой катастрофы своего будущего? И снова Исаия учит народ Божий упованию на Бога. Именно в тот момент, когда Господь отвернулся от Своего народа, пророк возлагает все надежды на Бога. «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лицо Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него» (Ис. 8:17). Видя проявления Божьего гнева, Исаия сохраняет веру и продолжает надеяться, даже потеряв уверенность в будущем. Душевные смуты и тревоги он усмиряет проникнутыми В. словами: «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:31). Одноврем. с этим Исаия по-новому понимает Божье бытие и провидение как залог конечного спасения. Верующий человек, лишенный уверенности в ближайшем будущем, сохраняет надежду на конец времен, который будет славным. Тогда закончатся все страдания. «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12:1.2). Душа верующего уже «здесь и теперь» ликует в ожидании этого дня, на наступление которого она уповает (Ис. 25:9; Ис. 26:8; Иер. 29:10; Иер. 31:16.17; Мих. 7:7). Эта надежда и есть В., т.е. твердая опора, поддерживающая человека в нелегкой повседневной жизни. Утешение, обещанное Исаией пленникам на чужбине, – это радостная весть, основ. на верности Бога (Ис. 40:27–31).

ВЕРА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

1) ВЕРА В СИНОПТИЧЕСКИХ ЕВАНГЕЛИЯХ (Мф, Мк, Лк): а) понимание В. евангелистами-синоптиками аналогично ее пониманию в ВЗ. Для них В. – это абсолютное доверие человека Богу, не позволяющее ему отвернуться от Него, даже когда в сердце закрадывается сомнение: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Такая В. возносится к Богу через молитву (Лк. 18:1), и возможности ее безграничны: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22; Мк. 11:24). Через такую В. Бог почитается, и Он вознаграждает ее (Мф. 8:10; Мф. 9:2.22; Мф. 15:28; Мк. 2:5; Мк. 5:34; Лк. 7:9). Такая В. способна двигать горами (Мф. 17:20; Мф. 21:21; Мк. 11:22; о В. и молитве ⇒ Молитва (II,2), особенно п. «в»), но именно в нее метит сатана, стремящийся разрушить Церковь (Лк. 22:31.32). Неверие же, напротив, означает боязливый взгляд на творение Божье (Мф. 8:26; Мф. 14:31; Мк. 4:40; Лк. 8:25), сомнение в Божьем всемогуществе (Мк. 11:23), всепоглощающую заботу о собств. жизни, о достатке (Мф. 6:30); б) в отношении к Слову Божию евангелисты также следуют ВЗ. Чтобы В. не превратилась в неверие, необходимо проявлять послушание тому, что говорит Бог (см. Лк. 1:45). Иисус безбоязненно обратился к «духовенству» Израиля с вопросом: «Почему же вы не поверили ему?» [Иисус говорит об Иоанне Крестителе, его проповеди] (Мк. 11:31). Он укоряет Своих учеников: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24:25). Недостаток веры приводит к забвению Слова Божия, к непониманию его (Лк. 8:11) или к сомнению (Лк. 1:20; Лк. 22:67). Именно к неверующим людям обращен призыв: «Покайтесь и веруйте в Евангелие!» (Мк. 1:15);

2) ВЕРА В ЕВАНГЕЛИИ ОТ ИОАННА: а) в Ев. от Иоанна с наиб. силой отражено новое, новозаветное, понимание В. Основным объектом В. здесь уже назван Иисус Христос. Главное, что требуется от человека, – это уверовать в Иисуса и во имя Его (Ин. 2:11.23), поверить в то, что Иисус есть Христос (Ин. 4:42; Ин. 6:69), поверить Его слову и Писанию (Ин. 2:22; Ин. 4:41). Но это нельзя рассматривать как перенесение веры с Бога Отца на Иисуса. С приходом Христа началась новая эра в истории спасения человечества. Спасающее Божье деяние, совершенное через Христа, в отличие от Божьих деяний в ВЗ, может быть осмыслено лишь через слово Евангелия. Человек обретает спасение, веруя в Благую Весть и исповедуя Иисуса своим Спасителем. Сам Иисус объяснял значение Своей жизни и Своих страданий в свете ветхозаветной истории (Лк. 24:26.27). Он ждал от Своих слушателей, что и они, осмыслив ВЗ и распознав цель Его призвания, уверуют в Него и в Писание (Ин. 5:46.47). В., в принципе, направлена на совершенно определ. личность, на Иисуса, и через посредство Иисуса – на Бога Отца. «Верить Писанию» (Ин. 2:22; Ин. 5:47) или «верить Его слову» значит верить Тому, о Ком эта книга свидетельствует (Ин. 5:24.39; Ин. 17:20), Тому, Кто Сам есть Слово Божие (Ин. 1:14). Обращаясь к тем, кто, исследуя Писание, не замечает его главного свидетельства, Иисус говорит: «И не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете...» (Ин. 5:38.39). Т.о., выражение «верить Писанию» следует понимать как «верить возглашаемому слову», как ветхозаветному, так и новозаветному, и в вере исповедовать Иисуса Спасителем мира.

Божие Слово, по Иоанну, – это Сам Иисус, и это Слово Божие несет спасение (Ин. 1:1). Тем самым, В. в Слово равнозначна В. в Иисуса. В. в Иисуса означает В. в Бога (Ин. 14:11) и признание Его спасающего промысла;

б) кто принимает дарованное Иисусом спасение, кто уверовал в то, что Бог Сам избрал Иисуса Искупителем для спасения человечества от Страшного суда, тот «не судится» (Ин. 3:18), тот «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24), тот уже сейчас обрел жизнь вечную (Ин. 3:36; Ин. 5:24.25; Ин. 6:47; Ин. 20:31).

Для Иоанна, в отличие от Исаии, В. – это не горячая надежда на грядущее спасение, пути к которому еще неведомы. Согл. Иоанну, верующий человек обретает спасение, потому что он принимает Иисуса, Спасителя (Ин. 1:12). Верующий может сказать: «Он воскресит меня в последний день» (Ин. 6:40). «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», – говорит Иисус (Ин. 12:46). «Неверующий уже осужден» (Ин. 3:18), т.к. он не верует в спасение через кровь Христа. «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24);

в) В. как повиновение Слову Божию означает для Иоанна постоянное следование проповеданной Христом истине: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8:31). «Пребудете в слове Моем» и здесь означает не что иное, как пребывание в Самом Иисусе (Ин. 6:36; Ин. 15:4–7). кроме того, послушание в В. означает отказ от греха. Когда люди принимают почести друг от друга вместо того, чтобы искать славы от Бога, это мешает им веровать (Ин. 5:44). Божьему суду подвергается и тот, кто отпадает от Иисуса – «истинной виноградной лозы», и живет, насыщаясь из другого источника (Ин. 15:1). Верующему человеку заповедано служение (Ин. 13:1), движущая сила этого служения – любовь;

г) Иоанн представляет жизнь и поступки Христа как деяния Божьи – согл. Иоанну, Иисус часто повторял, что Он может делать и делает лишь то, что Ему повелевает Отец (Ин. 5:19.20.30; Ин. 6:38; Ин. 8:26.38.40). Иисус говорит, что В. даруется человеку по Божьей воле (Ин. 6:37.44.65); Он не снимает с человека ответственности за его выбор между В. и неверием – лишь сам человек должен ответить на Божий призыв. В то же время Иисус подчеркивает, что В. – это не плод самостоят. решения, принимаемого человеком по собств. инициативе, а всегда – ответ на Божий призыв, на Божье приглашение. Человек также не может верить лишь отчасти, в той мере, в какой ему хочется. Ответом на Божий призыв может быть только абсолютная В. в Бога. В этом отношении В. не что иное, как Божье творение;

3) ВЕРА В ДЕЯНИЯХ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ. Если Иисус называл Себя преимущ. «Сыном Человеческим» и требовал от иудеев, чтобы они признали Его обетованным Мессией, то Церковь называла Его – гл. обр. под влиянием христиан, обращенных из язычников, – «Господом», подчеркивая тем самым Его абсолютное право владеть миром и властвовать над ним. Согл. книге Деяний св. апостолов, основанием для этого владычества является воскресение Иисуса. Воскресив Сына, Бог «возвысил Его в Начальника и Спасителя» (Деян. 5:31), «соделал Его Господом и Христом» (Деян. 2:36). В отношении Иисуса человек может занимать единств. правильную позицию: полностью довериться Ему.

Верующий человек знает, что Христос совершил дело искупления «ради нас». Проходить мимо Его жертвы, отрицать ее или пренебрегать ею – значит идти к гибели. Новозаветная Церковь настоятельно проповедует миру веру в Господа Иисуса Христа (Деян. 5:14; Деян. 8:37; Деян. 11:17; Деян. 13:38; Деян. 16:31). Верить в Него – значит получить прощение грехов (Деян. 10:43), обрести спасение (Деян. 15:11; Деян. 16:31), очистить сердце (Деян. 15:9). Пребывать в В. (Деян. 14:22), утверждаться в ней (Деян. 16– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана) или исполняться ею (Деян. 6:5; Деян. 11:24) – такова цель каждого христианина;

4) ВЕРА В ПОСЛАНИЯХ АПОСТОЛА ПАВЛА:

а) ПОНЯТИЕ ВЕРЫ. В посланиях различным церквам ап. Павел затрагивает основополагающие вопросы В. В. для Павла – это В. в Бога (Рим. 4:24), в Евангелие (Рим. 10– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), в Иисуса Христа (Гал. 2:16). Бог, крест Иисуса, проповедь Евангелия и личное спасение признаются Павлом в качестве важнейших реалий жизни. Павел может также говорить о В., не называя ее предмета: Евангелие есть «сила Божия к спасению всякому верующему» (Рим. 1:16). Но он всегда подразумевает В. в том деянии, которое Бог совершил во Христе;

б) ВЕРА И СМИРЕНИЕ. В. не ограничивается доверчивым отношением к событиям прошлого и признанием дела спасения – она включает также и признание Христа Господом в повседневной жизни. В В. человек обретает новое самоощущение. Теперь верующий испытывает милость Божью, тогда как раньше он был «мертвым по преступлениям и грехам своим» (Еф. 2:1). Его «члены» становятся «орудиями праведности», тогда как раньше они были «орудиями неправды» (Рим. 6:13). Свою жизнь он ставит в абсолютную зависимость от Господа: «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3:17); если раньше он жил для себя, то теперь – для Бога. Послушание Господу не исключает опасности падения (1Кор. 10:12). «Иметь веру» (Рим. 14:22; Флм. 1:5), «стоять в вере» (1Кор. 16:13; 2Кор. 1 – см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана), «стоять в Господе» (1Фес. 3:8), «стоять в благодати» (Рим. 5:2), «утвердиться в Евангелии» (1Кор. 15:1) – все это означает, что верующий обязан постоянно противостоять искушению и сомнению. Обретя через В. жизненную опору (Рим. 11:20), человек может сохранить ее только в В. Уверовать и быть верующим – значит жить, сознательно «покоряясь вере» (Рим. 1:5; Рим. 14:25). Поэтому Павел говорит о «возрастании» В. (2Кор. 10:15; 2Фес. 1:3), о немощной В. (Рим. 4:19; Рим. 14:1) и о твердой В. (Кол. 1:23; Кол. 2:5.7). Целью же увещевания каждого верующего является «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5);

в) ВЕРА И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА. Для человечества воскресение Иисуса из мертвых стало свидетельством того, что Он – Сын Божий (Рим. 1:4), победивший смерть (1Кор. 15:55), что Он – Господь над всеми силами «небесными, земными и преисподними» (Флп. 2:10). Воскресение Иисуса убеждает каждого верующего в том, что и он будет избавлен от смерти (1Фес. 4:14). Соединенные со Христом «подобием смерти Его», будут соединены с Ним и «подобием воскресения» (Рим. 6:5.8; 1Кор. 15:12; 2Кор. 4:14). «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1Кор. 15:19). Отрицание воскресения Иисуса равносильно утрате надежды на грядущее спасение. В. в воскресение включает в себя и убеждение в том, что сила Христова воскресения уже сейчас действенна в жизни верующего, т.к. Христос пребывает в нас (Кол. 1:27). В борьбе против греха и сил тьмы верующий человек не одинок – в его распоряжении находится державная сила вознесшегося Господа (Еф. 1:18–23). На этом основании Павел призывает своих читателей к послушанию в В. Обладая силой воскресения Иисуса Христа, верующий может противостоять искушению;

г) ВЕРА И ПРАВЕДНОСТЬ. В своих посланиях ап. Павел предостерегает членов основанных им общин от строгого следования букве Закона. Иудео-христианские члены Церкви пытались убедить обращенных язычников в том, что помимо В., действующей любовью (Гал. 5:6) и исполненной покорности Божьей воле (ср. Рим. 1:5; Рим. 15:18), для спасения необходимо еще и внешнее соблюдение Закона. В посланиях к римлянам и к галатам Павел резко выступает против такой т.зр., одноврем. излагая собственное понимание праведности. Человек обретает спасение или оправдание перед Богом не через исполнение Закона (Рим. 3:9.20; Рим. 4:15; Гал. 2:21; Гал. 3:2.10.19.24), а единственно через В. (Рим. 3:22.28), рождающуюся «от слышания слова Божиего» (Рим. 10:17). Нас спасает В. в Иисуса: мы убеждены в том, что Сын Божий «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25) и что «мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5:1). Рассматривая В. как залог праведности и оправдания, Павел связывает ее непосредств. с Божьим судом. Это не только В. в Бога и упование на Его помощь в нашей земной жизни, но и твердое убеждение человека в том, что он будет оправдан на Страшном суде. Истинное значение такого подхода можно понять, приняв во внимание официальное учение поздней иуд. теологии (на ней воспитывался и сам Павел), согл. которому на Страшном суде не будет искупления. Павел наставляет: в Судный день верующий обретет спасение, т.к. за него ходатайствует Сам Христос (Рим. 8:34). Поэтому он с уверенностью говорит о том, что верующий человек должен радоваться в ожидании этого дня (2Тим. 4:7). Значение такой В. подчеркивал и Иоанн (см. выше, II,2,б);

5) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ К ЕВРЕЯМ. Все, ранее сказанное о В., обретает особое звучание в Послании к евреям, в котором нашли отражение противоречия, возникшие в палестинской церкви. Начинались новые преследования христиан, но сил противиться им становилось все меньше. Стремясь поддержать своих читателей, автор послания заверяет их в своей готовности помочь им в час испытания: а) БОЖЬЕ ОБЕТОВАНИЕ: мы получили обетование о том, что войдем в Божий покой (Евр. 4:1). Если Бог обещал даровать верующим спасение, это означает, что в жизни существует цель; б) СИЛА ВЕРЫ: веруя, мы входим в покой Божий (Евр. 4:3). Нам следует утвердиться в В. (Евр. 10:38) и поступать так же, как те, кто уже достиг цели. «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души». Мы должны «подражать тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12); в) пример ветхозаветных мучеников за В. убеждает нас в том, что СТОЙКОСТЬ в В. всегда побеждает (Евр. 11); г) ИИСУС как «начальник и совершитель веры» (Евр. 12:2). Иисус дарует и гарантирует победу, если человек проникается В. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же» (Евр. 13:8). Послание к евреям призвано служить Церкви поддержкой в повседневной жизни и способствовать сохранению в ней В.;

6) ВОПРОСЫ ВЕРЫ В ПОСЛАНИИ ИАКОВА. Высказывания Иакова о В. неоднократно представлялись как противоречащие концепции ап. Павла. Но при этом никогда не учитывалось то обстоятельство, что как для Павла, так и для Иакова жизнь в В. была непременным условием человеческого существования (Деян. 15:1; Деян. 21:18; Гал. 1:19; Гал. 2:9). Нам, созданным «во Христе Иисусе», предназначено исполнить добрые дела, благодаря которым В. достигнет совершенства и без которых она останется мертва (Иак. 2:22.26; Еф. 2:10). Человек, отказавший в помощи своему ближнему (Иак. 2:15.16), по мнению Павла, отрекся от В. (1Тим. 5:8). Во Христе истинна только В., действующая любовью (Гал. 5:6; ср. Иак. 2:13), но эта В. несовместима с лицеприятием (ср. Рим. 2:11; Гал. 3:28). Иаков оп-ровергает мнение о том, что В. способна заменить послушание (Иак. 2:14–26). Возм. (но не безусловно), что сторонники такого мнения апеллировали к ложно истолкованному ими высказыванию Павла о праведности (ср. Рим. 4); апостол солидарен с Иаковом в его отрицании подобного ошибочного утверждения (Рим. 6:1).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle