Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Молитва

I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

1) евр. тефилла, «молитва», «обращение к Богу»; глагол атар имеет значение «молиться», когда речь идет о человеке, и значение «снисходить к просьбе», когда речь идет о Боге; греч. слова: деэсис, «просьба»; просэухэ, «молитва»; проскюнейн, «молиться (преклонив колени)»;

2) во все времена у всех народов было принято совершать М. Человек – высшее из живых существ. Он создан по образу Божьему (Быт. 1:27) и предназначен для общения с Ним (⇒ Адам, I,1). Этим объясняется стремление людей – в т.ч. и язычников – к общению с Богом. История религии знает немало примеров проникновенных, искренних М., которые возносились и возносятся не только иудеями или христианами;

3) М. язычников и христиан близки по форме и тем чувствам, с которыми произносятся. Духовно возрожд. христианин только в М. получает возможность общаться с Богом. Человек обладал этим изначально, о чем свидетельствует Быт 3 и след. Но с грехопадением и изгнанием его из рая он лишился общения с Господом. Только пережив рождение свыше, «новый человек» смог поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:24). Христианин произносит М. не по собств. воле, а по побуждению Св. Духа (Рим. 8:15), Которым он исполнен (см. Лк. 1:41.46–80; Лк 2 и след.). Св. Дух свидетельствует о Себе верующему и обнаруживает Себя в М., даже Сам молится в человеке «воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26) и ходатайствует за него пред Отцом. Отсюда очевидно, что истинная христ. М. – не обязанность, а свидетельство христианина о своей приверженности Богу, выражение его духовной общности с Господом. Тем самым опровергается представление о том, что М. – это только монолог души. Обращение к Богу – это образ жизни, атмосфера, в которой живет духовный человек. М. выражает то, чем живет верующий: хвалу и благодарность (Пс 102 и след.); благоговение пред Всевышним (Деян 4 и след.); сыновнюю любовь к Отцу (Рим. 8:15; Гал. 4:6); любовь к ближнему и ходатайство за него (Кол. 1:9; 1Тим. 2:1); сомнение, нужду и искушение (Пс. 21:1; Пс 72 и след.; Пс 73 и след.; Пс 101:1 и след.); жалобы, просьбы и даже упреки (Пс. 63:2; Пс. 88:39.47; Пс. 101:2). М. жизненно необходима христианину, и ап. Павел настаивает, чтобы Церковь постоянно молилась (Рим. 12:12; Кол. 4:2; 1Фес. 5– «непрестанно молитесь» и др.). Под М. здесь подразумевается не только разговор с Богом, но и жизнь, исполненная Божиим присутствием (1Фес. 5:10).

II. ОСНОВЫ И УСЛОВИЯ МОЛИТВЫ

1) Бог Сам повелевает нам взывать к Нему (Пс. 49:15; Ис. 55:6; Мф. 7:7; Лк 18 и след.; Ин 14 и след.) даже в тех случаях, когда в силу своего характера, состояния или греховности мы считаем для себя невозможным обращаться к Нему (Быт. 18:27; Дан. 9:18; Лк. 18:13). Этому повелению Господа соответствует Его обещание внять искренней М. (Пс. 49:15; Мф. 7:7.9–29; Мк. 11:24; Лк. 11:13). Многочисл. библ. примеры (напр., Быт 18 и след.; 4Цар 20 и след.; Пс. 117:5; Деян 12 и след.) и свидетельства Церкви на протяжении многих столетий подтверждают, что Бог исполняет Свое обещание и внемлет М.;

2) в Библии оговариваются условия, при которых М. человека может быть услышана Богом. Но эти условия не подразумевают автоматизма в совершении М. (если я сделаю все правильно, то у меня должно все получиться): а) как видно из начальных слов молитвы «Отче наш» (Мф. 6Отче наш), рассчитывать, что его М. будут услышаны, может лишь тот, кто принял усыновление верою Духа и тем самым признал Бога своим Отцом (Рим. 8:15; Гал. 4:5). Ходатаем за такого человека пред Отцом является Иисус Христос (Ин. 14:13). Подобный человек обретет все, о чем он просил во имя Иисуса, т.е. в соотв. с Его волей (Ин. 14:14; Ин. 15:17; Ин 16 и след.). Также будут услышаны М. смиренного (Лк 18 и след.), ищущего Бога (Евр. 11:6), просьбы нуждающегося (2Пар 33 и след.; Пс. 49:15); б) Иисус призывает Своих учеников молиться во имя Его, Иисуса (Ин. 14:13; Ин. 16:24.26; ср. Мф. 18:20). При этом, видимо, имеется в виду не только та М., которую молящийся совершает в соотв. с Его заповедью, но и М., в которой он, помня о страданиях и смерти Иисуса Христа, ходатайствует пред Богом за погибающий мир (см. Рим. 8:32), самостоятельно подбирая для этого нужные слова, и пробуждает Божье милосердие. Смысл такой М. заключается не только в том, чтобы добиться от Бога исполнения наших желаний. Именно в М. может и должно произойти соединение нашей воли с волей Божьей; в) М. человека, который опирается на Божье обетование, требует веры (Мф. 21:22; ср. Мф 17 и след.) и твердости духа (Рим 4 и след.; Рим. 8:32). Такая М. будет услышана. Вера требует повиновения (см. Рим. 1:5; Рим. 14:25), и поэтому М. – это также проявление послушания, духовное действие, основанное на слове Библии. Вера – не плод набожного сознания, иначе и воздаяние было бы, в конечном счете, заслугой человека. Согл. ВЗ, верить означает «укрепляться» в Боге, т.е. искать у Него помощи. Иисус не отказывает в ответе на М. и колеблющимся в вере (Мк. 9:24). Поскольку ответ на М. не всегда бывает очевиден, конечный результат нельзя ставить в зависимость от веры; г) искренность наших М. и вера в обетования часто испытываются Богом. Поэтому Иисус советует взывать к Отцу постоянно, вновь и вновь обращаясь к Нему, до тех пор, пока М. не будет услышана. Свой совет Он подкрепляет притчами о настойчивом друге (Лк. 11:8) и о докучливой вдове (Лк. 18:8). Здесь указывается на могущество и милость Бога, т.е. на то, что отличает Его от человека. Даже настойчивая М. плодотворна не сама по себе, а по воле слышащего ее Бога. Если человек пытается управлять Божьей волей, его М. не может произноситься во имя Иисуса. На М. распространяется общее правило: мы призваны служить Богу, а не Он нам; д) молящийся взывает к Богу: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10). Вера человека не должна поколебаться, если на его М. Бог ответит не так, как он ожидал. Основа М. – смирение, которое не позволит усомниться в Боге даже тогда, когда Он, желающий Своим чадам только добра, однажды, как нам может показаться, не услышит нашей молитвы (или услышит, но ответит не так, как мы ожидаем). Нам обещано, что Господь слышит все наши М. (1Ин. 5:14), а также то, что Отец Небесный «даст блага просящим у него» (Мф. 7:11). Ап. Павел на свою настойчивую М. получил от Господа ответ: «Довольно для тебя благодати Моей» (2Кор. 12:9).

III. ПОЗЫ, ВРЕМЯ И МЕСТА ДЛЯ МОЛИТВЫ

1) внутр. состояние молящегося и его отношение к Богу внешне выражаются в определ. молитв. позах: а) согл. вост. придворному церемониалу, подданный опускался перед своим повелителем на землю вниз лицом (Есф. 3:2). Он лежал перед царем плашмя до тех пор, пока тот не поднимал его или не приказывал ему подняться. Это положение упоминается в Библии и в качестве молитвенной позы (Нав. 7:10). Греки называли такую позу проскюнейн; б) в знак смирения и преклонения перед вост. повелителями опускались на колени. При М. коленопреклонение также выражает смирение молящегося (2Пар. 6:13; 1Езд. 9:5; Пс. 21:30; Ис. 45:23; Мк. 15:19; Лк. 5:8; Еф. 3:14; Флп. 2 и т.д.); в) часто М. произносили стоя (Мк. 11:25), что могло быть выражением искренности (Быт. 18:22), при этом руки с раскрытыми ладонями простирали к небу (3Цар. 8:22; Пс. 140:2; Ис. 1:15); г) молясь, человек возводил руки вверх (Исх. 17:11; Пс. 133:2; Пс. 140:2; 1Тим. 2:8), как бы для принятия Божьих даров (Исх. 9:29; 3Цар. 8:22; Пс. 89:14; 1Тим. 2:8). Мытарь же, напротив, сознавая пред Богом свои грехи, ударял себя в грудь (Лк. 18:13). Складывать руки во время М. стали лишь в средние века; изнач. это выражало принесение обета верности и послушания;

2) обычно М. совершается утром (Пс. 5:4; Пс. 87:14; Пс. 118:147), днем (Деян. 10:9) и вечером (1Езд. 9:5; Пс. 54:18). Но и ночные М. также обращены к Богу (Пс. 41:9; Пс. 118:55) – Иисус иногда молился в течение всей ночи (Лк. 6:12). Ап. Павел не связывал М. с определ. временем суток, призывая Церковь молиться непрестанно (Рим. 12:12; Кол. 3:17; 1Фес. 5:17; ср. Лк. 18:1). Даниил молился в определ. часы, которые, видимо, соответствовали времени жертвоприношения в Иерусалимском храме (Дан. 6:10; ср. Пс. 54:18; Пс. 140:2);

3) для М. существовали специальные места. Это могла быть горница (Дан. 6:10), кровля дома (Деян. 10:9), а также «комната» (Мф. 6:6) – вероятно, небольшое помещение на плоской кровле (см. 4Цар 4:10 и след.,33). Святилище, храм, явл. не только местом богослужения, сюда часто приходили верующие – чтобы помолиться в одиночку (1Цар. 1:3.10–28; Лк. 2:37; Деян. 3:1). Вне храма люди молились, повернувшись лицом в направлении святилища (3Цар. 8:38; 2Пар 6 и след.), а за пределами страны – в направлении Израиля (3Цар. 8:48; Дан. 6:10). После пришествия Мессии важным стало не место, где совершается М., а духовное состояние молящегося (Ин. 4:20–26).

IV. ФОРМЫ МОЛИТВЫ

Как и Иисус на кресте (Лк. 23:46 (Пс. 30:6); Мк. 15 (Пс. 21:2)), первые христиане совершали М., используя тексты ВЗ: Деян 4 и след. – Пс 2 и след.; ср. Рим 8 и след. – Пс. 117:6; Пс. 43:23) или Рим 11 и след. (Рим. 8Ис. 40:13; Иер. 23:18) или Флп 2 и след. (Рим. 8­­ Ис 45:23 и след. и т.д.). Тем самым они подтверждали внутр. общность ВЗ и НЗ. Очевидно, первые христиане не только переняли М., совершавшиеся в синагоге, среди которых особую роль стали играть псалмы, приобретшие литургич. форму, но и сами сочиняли хвалебные песни и М. (напр., Рим. 11 и 1Тим. 3:16). Наряду с этими, установившимися формами М. в Библии встречаются и другие, более свободные (1Кор. 14:2); см. также «воздыхания Духа» в Рим. 8:26. Помимо М., произносимой вслух (Исх. 22:23; 1Цар. 7:9; Пс. 16:6; Ион. 2:3; Лк. 23:46; Деян. 4:24), упоминается и безмолвная М. (1Цар. 1:13). Устоявшемуся обычаю показывать перед людьми свою набожность (Мф. 6:5) Иисус противопоставляет требование молиться Отцу Небесному втайне (Мф. 6:6; ср. 4Цар. 4:33). Действенность М. зависит не от частоты ее повторения – не следует подражать многословию язычников (Мф. 6:7), – а от искренности (Иак. 5:16) и душевного состояния молящегося (Лк. 18:13). Так, древняя Церковь отказалась от некоторых внешних атрибутов иуд. М. (филактерии и талит). По просьбе учеников (Лк. 11:1), Иисус дал им пример истинной М. – «Отче наш».

V. ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОЛИТВ

К М. Библия относит славословие, благодарение, прошение и моление (Флп. 4:6; 1Тим. 2:1): 1) ВЗ богат славословиями, обращ. к Господу. Не только народ Израиля призван почитать Бога и поклоняться лишь Ему (Исх. 20:5; Втор. 4:19), но и язычники обратятся и будут поклоняться Богу в М. (Пс. 21:28; Ис 45 и след.). Ангелы также взывают к Господу (Ис. 6:3) и восхваляют Его (Лк. 2:14) всем небесным воинством (Неем. 9:6). Даже Сам Сын молится Отцу (Мф. 11:25) как Тому Единственному, Кому принадлежит всеобщее поклонение. Молитв. славословиями Господу наполнены все послания ап. Павла: здесь и хвалебные гимны, и скромные благодарения (Рим. 11:36; Гал. 1:5; Еф. 3:21; 1Тим. 1:17; 2Тим. 4:18). Но лишь совершенная Церковь вознесет Творцу совершенную хвалу и М. (Откр 5 и след.; Откр 7 и след.; Откр 11 и след.; Откр. 19:1);

2) если славословие превозносит Божье величие, то благодарение – это М., восхваляющая Божью любовь (Быт. 29:35; Ин. 11:41; Рим. 1:8; Еф. 5 и др.). С благодарения начинаются почти все послания ап. Павла (Рим. 1:8; 1Кор. 1:4; 2Кор. 2:14; Еф. 1:16; Флп. 1:3 и др.). Павел призывает церкви постоянно возносить Богу благодарения (Еф. 5:4; Еф. 5:20; Кол. 4 и т.д.) и «бодрствовать в молитве» (Кол. 4:2);

3) в основе прошения лежит зависимость чада от Отца, творения от Создателя. Поэтому человек просит Бога не только об удовлетворении своих духовных потребностей (Мф 6 и след.; Мф. 9:38; Еф 6 и след.), но и о вполне материальных вещах. Так, в М. «Отче наш» просьба о хлебе насущном является основной (Мф. 6:11). Но все же в первую очередь человек должен молиться о пришествии Царства Божьего и о свершении воли Господа на земле (см. Мф. 6:10). Тем, кто молится об этом, обещано, что и все остальное «приложится» им (Мф. 6:33). Человек прежде всего просит о прощении грехов (Мф. 6:12, ⇒ Исповедание, исповедовать, I), об укреплении в вере (Лк. 22:32; ср. Ин. 17:11) и об избавлении от искушений (Мф. 6:13; Ин. 17:15). Ап. Павел сосредоточивается в своих просьбах на проповеди Евангелия (Еф. 6:19; Кол. 4:3; 2Фес. 3:1), а Иисус особо наставляет Своих последователей молить «Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:38). С просьбами о пришествии Царства Божьего первые христиане соединяли М. о Втором пришествии Иисуса Христа (1Кор. 16:22; Откр. 22:20);

4) каждый христианин по своей сущности – священник и потому должен совершать священнич. М. – моление. Моления о ближнем и о народе Божьем совершаются всеми библ. молящимися. Высочайший образец ходатайств. М. – моление Иисуса о Его врагах (Лк. 23:34). По примеру Иисуса поступил и Стефан (Деян 7 и след.). Авраам выступил в роли священника, принеся Господу моление о своем племяннике Лоте и о городах Содоме и Гоморре (Быт 18 и след.). Почти мессианское отношение проявляют к народу Израиля Моисей и Павел, готовые пожертвовать своим блаженством (Исх. 32:32; Рим. 9:3) ради избавления израильтян от Божьего гнева и гибели. Хотя моления встречаются и в ВЗ (напр., 1Цар. 7:5; 1Цар. 12:19; Иер. 7:16; Иер. 11:14; Иер. 14:11; Дан. 9 и др.), наивысшей полноты и глубины они достигают лишь в НЗ (см. Ин. 17:17.20), особенно в посланиях ап. Павла. Читатель проникается его молениями о церквах (Еф. 1:16; Еф 3 и след.; Флп. 1:4.9–30; Кол. 1:9), о начальстве (1Тим 2 и след.) и об отдельных христианах. кроме того, Павел просит, чтобы общины поддержали своими М. не только его самого, но и его соратников (Кол. 4:3; 1Фес. 5:25).

VI. К КОМУ ОБРАЩЕНА МОЛИТВА

В ВЗ молитвы обращены к Богу (Быт 24 и след.; Исх 34 и след.; 2Цар. 12:20; Пс. 28:2; Пс. 95 и др.). Иисус также возносит М. к Отцу, Господу в небесах (Мф. 11:25; Мф. 26:39; Лк. 10 и т.д.). Самому Иисусу еще при Его жизни, когда Он совершал чудеса (Ин. 9:38), и после Его воскресения стали воздавать божеств. почести и обращать к Нему М. (Мф. 28:17; Ин. 20:28). В Своих прощальных наставлениях Христос говорит о молитв. просьбах, которые будут обращены к Нему (Ин. 14:14). Тем самым современники Иисуса и первые христиане (см. Деян. 7:59; 2Петр. 3:18) подтверждали, что они почитают Иисуса Сыном Божьим, к Которому следует обращаться с М. так же, как и к Его Отцу (Ин. 5:23). И в конце дней, когда Иисус передаст все Отцу (1Кор. 15:28), небесная Церковь вознесет Ему свою хвалу и М. (Откр 5 и след.). Слова Иисуса: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» распространяются и на М. (Ин. 6:44; Ин. 14:6). В НЗ большинство М. обращено к Богу Отцу во имя Иисуса Христа. VII. БИБЛЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ К числу самых известных в ВЗ молитв, или песен, относятся песнь Моисея (Исх 15 и след.) и М. Моисея (Втор 32 и след.). Похожую песнь воспели Девора и Варак после победы над Иавином (Суд 5 и след.). Среди ветхозаветных пророков-молитвенников следует назвать Самуила (1Цар. 7:5.9), Илию (3Цар 18 и след.), Иеремию (Иер. 7:16; Иер. 11:14; Иер. 14:11) и Даниила (Дан 9 и след.). Из царей это прежде всего Давид (см. хвалебную песнь Давида в 2Цар 22 и след. и его исповедь в Пс. 50), Соломон (3Цар 8 и след.) и Езекия (4Цар. 19:15; 4Цар 20 и след.). В НЗ Иисус, величайший муж М., оставил нам «Отче наш» (Мф 6:9 и след.), первосвященнич. М. (Ин 17 и след.), М. в Гефсиманском саду (Мф. 26:39.42.44) и М. на кресте (Мф. 27:46; Лк. 23:34.46). К числу самых поэтичных М. в НЗ принадлежат хвалебные песни Захарии (Лк. 1:64.67–80), Елисаветы (Лк 1 и след.), Марии (Лк. 1:46–55) и Симеона (Лк 2 и след.). Со времен ранней Церкви известны хвалебная песнь, запис. в Деян 4 и след., а также последние слова Стефана (Деян 7 и след.). В посланиях ап. Павла, и особенно в их начальных словах, встречаются М. о разных церквах (1Кор 1 и след.; 2Кор 1 и след.; Еф 1 и след.; Флп 1 и след.; Кол 1 и след.; 2Фес 1 и след.), а также вероисповедные М., вероятно, певшиеся как гимны (Рим 8 и след.; Рим 11 и след.; Еф 3 и след.). Неудивительно, что в конце Библии, в книге Откровение Иоанна, приводятся молитв. песни (Откр 5 и след.; Откр 11 и след.; Откр 19 и след.), ведь возрожденная Церковь предстоит здесь пред лицом Бога и Агнца и возносит в своих М. совершенную славу и хвалу Отцу и Сыну во веки веков. М. – одна из центр. тем Откровения.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle