Адам
I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ
«Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным ⇒ адама и глаголом адэм – «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт. 2–5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека:
1) в Быт. 1:26–30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к которому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (⇒ Человек, IV,1);
2) в Быт 2 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт. 2:20), подобен животным (Быт. 2:19; Быт. 6:17; Екк. 3:18–21). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением (Быт. 1:28; ср. ⇒ Человек). Как сказано в Быт. 2, Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад (Быт. 2:15). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Но Бог связал человека заповедью не есть от ⇒ дерева познания добра и зла (Быт 2 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел (Быт. 3; ср. ⇒ Женщина, I и ⇒ Грех, I,В);
3) из детей А. названы по именам только его сыновья Каин, Авель и Сиф (Быт 4 и след.,25; Быт. 5:4). А. умер в возрасте 930 лет (Быт. 5:5). Данные Библии позволяют определить, когда именно жил Адам (⇒ Летосчисление);
4) в НЗ ап. Павел противопоставляет А. Христу (Рим 5 и след.; 1Кор 15 и след.). В результате преступления заповеди одним человеком грех и смерть вошли в мир и настигают всех людей – не через наследственность, а потому что все люди, подобно первому человеку, преступают заповедь Бога: «... потому что все согрешили» (Рим. 5– цит. по пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; в Синод. пер., как и в лат. пер. Библии, вместо союза «потому что» стоит «в нем», что предполагало биологич. наследственность). Как и грех, благодать пришла через одного человека, через Христа, «для многих», создав «правдою одного всем человекам оправдание». Деяние А., как и Христа, имеет всеобщее значение, причем благодать Христа оказывается сильнее грехопадения А. (Рим 5 и след.). И смерть, привнесенная в мир грехом, также была побеждена «последним А.», т.е. Христом (1Кор. 15:45–58). Христианин – как и всякий человек – все еще носит образ земного человека, т.е. А., но через воскресение получит образ человека небесного, т.е. Христа. Начало этой перемены совершается уже сейчас – в «совлечении» старого и «облечении» в нового человека (Кол 3 и след.), что проявляется в отношениях между людьми, в частн., в отметании всего разделяющего и противопоставляющего друг другу по мере того, как сбывается сказанное ап. Павлом в Послании к колоссянам: «...все и во всем Христос».
II. НАЗВАНИЕ МЕСТНОСТИ
«Красное место», город на Иорданской равнине под Цартаном (Нав. 3:16; Ос. 6:7); ныне Телль-эд-Дамие, прим. в 2 км юж. впадения Иавока в Иордан. Здесь воды Иордана, по Божьему повелению, остановились, чтобы народ Израиля мог пройти по дну речного русла ниже по течению – в 30 км юж. А., у г. Иерихона.