Человек
I. В Библии Ч. рассматривается в единстве и целостности, хотя и в различных аспектах; он не мыслится «разделенным» на тело и душу (дух) как противостоящие друг другу «части». Ч. как целое является «душею живою» (Быт. 2:7), а не «обладает» этой душой. Противоположность плоти и духа всегда понималась как противопоставление двух сущностей человека – плотской и духовной. И в этом случае Ч. также воспринимается как единое целое (Рим. 8:5–9). ⇒ Дух, ⇒ душа и ⇒ тело – это разные «составляющие» человеч. существа, но не самостоят. его части. Наряду с ними Библия различает и четвертую составляющую – ⇒ сердце как средоточие сущности Ч. (Мк. 12:30.33; Лк. 10:27). Здесь имеется в виду истинная жизнь Ч., дарованная Богом Ч. как единому целому (2Кор. 5:17; Еф. 4:22–24; Кол. 3:9.10).
II. С т.зр. физической жизни, если не принимать во внимание духовных проявлений личности, Ч., по существу, не отличается от животного (как и животные, он создан «из праха земного», «из земли» – Быт. 2:7.19; Быт. 6:17; Екк. 3:18–21). По своей тварной природе Ч. есть «прах и пепел» (Быт. 18:27), «червь и моль» (Иов. 25:6), он преходящ, подобно траве (Пс. 102:14–16; Пс. 143:4; 1Петр. 1:24). Все творения, будучи бессильны сами по себе, живут исключит. благодаря постоянно обновляющейся творч. милости Бога (Иов. 34:14.15).
III. 1) способность к сознат. ОБЩЕНИЮ С БОГОМ – вот то, что отличает Ч. от животного (Быт. 2:20). Оно выражается в восприятии слова Божьего, обращенного к Ч., и в послушании Ч. Богу (Быт. 2:16.17; Иез. 20:11; Мк. 12:30; Ин. 4:34). Всякое самовольное, независимое от Бога познание Ч. добра и зла разрушает его общение с Богом (Быт. 2:17; Ин. 5:30). Послушание может быть только следствием свободного волеизъявления; оно проявляется посредством человеч. «да», звучащего в ответ на Божий призыв (Притч. 23:26). Это означает свободу выбора – повиноваться Богу или противиться Ему (⇒ Свобода, свободный, II,3), однако исключает со стороны Ч. возможность достичь цели своего призвания лишь собств. усилиями, вне и без Бога (Быт. 3:1–6). Подлинное послушание обусловлено связью Ч. со Христом (Ин. 15:4–7; Кол. 1:27) и хождением в Св. Духе (Гал. 5:16.25). При этом покорность Ч. становится необходимым условием для действия Божьего (2Кор. 12:9.10).
Смысл и цель общения между Богом и Ч. связаны с тем, что Ч. создан ПО ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ (Быт. 1:27; 1Кор. 11:7). Это относится не только к Адаму, но распространяется на весь род человеч. (Быт. 5:1.3). Запреты убивать и проклинать Ч. связаны именно с тем, что каждый Ч. создан по образу и подобию Божьему (Быт. 9:6; Иак. 3:9). При этом не имеется в виду ни внешнее сходство с Богом, ни духовно-душевное отличие Ч. от других живых существ; образ невидимого Бога как бы отражается в образе духовного устроения Ч. – «внутреннем человеке» (см. Ин. 14:9; Кол. 1:15). Как образ Божий, Ч. был предназначен владычествовать на земле (Быт. 1:26; Пс. 8:6–9; ср. Сир. 17:1–13), представляя среди остальных созданий власть Божью над миром, свидетельствуя о ней и осуществляя ее в качестве «наместника», с истинной праведностью и святостью (Еф. 4:24). В этом смысле Ч. обладает отчасти той славой и честью (Пс. 8:6), которые принадлежат лишь Богу (Ис. 42:8; ср. связь между славой, подобающей Христу, и Его свойством быть образом Божьим – 2Кор. 4:4; Евр. 1:3). (⇒ Адам (I,1) ⇒ Образ Божий.) У народов Древнего Востока почитание изображений царей основывалось на сходных представлениях. В Вавилоне царь рассматривался своими подданными как образ бога Мардука;
2) отпав от Бога, Ч. заменил служение славе Божьей идолослужением, почитанием безжизненных форм (изображений), а также преклонением перед Ч. и силой животных (Рим. 1:23). Из-за греха образ Божий в Ч. исказился и помрачился, хотя и не уничтожился вовсе; его отблеск еще сохраняется в Ч., поскольку тот признает Господа законным Владыкой, хотя и пребывает в состоянии противления и отпадения от Него. Но Ч. и все человеческое находится теперь в противостоянии Богу и потому подлежит Его суду. Все люди лживы, и все согрешили (Рим. 3:4; Рим. 5:12), поэтому Христос предостерегает Своих учеников: «Остерегайтесь же людей» (Мф. 10:17). Все свои усилия вести праведную жизнь Ч. основывает на предписаниях, заповедях и учениях человеч. (Ис. 29:13; Ос. 5:11; Мк. 7:8; Кол. 2:8.22). Но истинная свобода Ч. имеет небесное, а не человеч. происхождение (Гал. 1:11). Если Павел иногда и говорит «по человеческому рассуждению», то исключит. для того, чтобы быть лучше понятым (Рим. 3:5; 1Кор. 9:8);
3) путь к обновлению подобия Божьего в Ч., к пробуждению в нем новых творческих сил лежит через покаяние и спасение Ч., после чего он становится новым творением во Христе (Рим. 8:29; 2Кор. 3:18; Еф. 4:24; Кол. 3:10). Так возникает новый Ч., который, в противоположность ветхому, грешному Ч. (Рим. 6:6), вновь создается по образу Божьему (⇒ Возрождение). Выражения «внешний человек» и «внутренний человек» обозначают соотв. плотскую сторону Ч. и Ч., обратившегося к Богу (2Кор. 4:16). О выражении «человек греха» (2Фес. 2:3) ⇒ Антихрист, а также ⇒ Адам ⇒ Муж ⇒ Женщина.