Антихрист
Слово «А.» пять раз встречается в 1-м и 2-м посланиях Иоанна (1Ин. 2 – дважды; 1Ин. 2:22; 1Ин. 4:3; 2Ин. 1:7). Приставка анти в греч. яз. означает не столько «против», сколько «взамен», «вместо». След., согл. значению слова, здесь подразумевается некто, присваивающий себе место Христа, а значит, являющийся противником Христа. А. многократно упоминается в ВЗ и в НЗ под другими именованиями.
I. АНТИХРИСТ ПОД СВОИМ ИМЕНЕМ
Иоанн подразумевает под А. как того, кто еще должен явиться до Второго пришествия Христа, так и множество антихристов, которые уже сейчас, как предвестники собственно А., приходят (или уже пришли) в мир (1Ин. 2:18; 2Ин. 1:7). Эти последние проникнуты «духом антихриста», поэтому можно сказать, что А. уже сейчас присутствует в мире своим духом (1Ин. 4:3). А. и предшествующие ему антихристы названы лжецами и искусителями. Т.о., здесь подразумевается не какой-то могущественный властитель, а лжеучителя, отвергающие полное вочеловечение Христа и утверждающие тем самым, что Иисус не есть Христос (1Ин. 2:22; 2Ин. 1:7). Это порождено традиционными представлениями греков о божественном, которое виделось им чисто духовным, статичным, а сотвор. мир и материя – несовершенными (ср. Быт. 1:18). Поэтому им казалось немыслимым, чтобы неизменный Бог мог стать частью этого низшего мира (идея о распятом Христе – «для Еллинов безумие», 1Кор. 1:23). Представление о том, что Бог мог стать человеком, было неприемлемо для них (как и мысль о том, что Бог мог страдать). Греки считали, что Иисус не был истинным Богом и истинным человеком. Слово (греч. логос – «небесный Христос», ср. Ин. 1:14) только казалось человеком (отсюда и название этого лжеучения «докетизм» – от докейн, «казаться»), сойдя на человека Иисуса из Назарета во время крещения и покинув Его в Гефсиманском саду. Т.о., на кресте умер только человек Иисус, но не Господь Христос. След., Христом не был выстроен мост над пропастью греха, покоящийся на двух сторонах, божественной и человеческой, по которому люди могли бы прийти к Богу (Ин. 14:6; ср. Ин. 1:29; Ин. 3:16). Искупление, согл. этому воззрению, достигается не страданиями и смертью Иисуса, а усвоением опред. системы знаний, учения о спасении. Греч. слово гносис означает знание, отсюда название данного учения – гностицизм. Следует отметить, что гностицизм существует в бесчисл. вариациях (ср. 1Тим. 6:20). Лжеучителя (гностики), которых Иоанн называет А., проникли не извне, а вышли из Церкви (1Ин. 2:19).
II. АНТИХРИСТ ПОД ДРУГИМИ ИМЕНАМИ
1) еще в ВЗ Даниил видит «небольшой рог», т.е. царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых (Дан 7:8,24 и след.; ср. Дан. 11:21–35). Непосредственно этот образ связывали с сир. царем Антиохом IV Эпифаном (175–163 гг. до Р.Х.). Он был как бы прообразом А. последних времен. Упоминание в Мк. 13 о «мерзости запустения» (ср. 2Фес. 2:1 и Откр. 13:1) связано с указанными местами из Книги пр. Даниила. Однако противников Бога в ВЗ следует четко отличать от новозаветных. Только после явления истинного Христа могло возникнуть новозаветное представление об А. (являющего себя вместо Христа);
2) Сам Иисус говорит о «лжехристах» (Мф. 24:24; Мк. 13:22). Они отличаются от упомянутых выше лжеучителей-гностиков. Не сомневаясь в вочеловечении Христа, они выдают себя за Мессию, явившегося якобы во исполнение ветхозаветного обетования;
3) об А. последних времен, противнике Христа, речь идет прежде всего в 2Фес. 2: перед пришествием Господа, которое откроет Христа в Его силе и славе, должен явиться «человек греха, сын погибели». Этот А. будет «предвестником» явления Христа, и потому его приход даст верующим основание «поднять головы», ибо приближается избавление их (Лк. 21:28). Он – «человек греха» (в наиб. авторитетных греч. рукописях: «человек беззакония», 2Фес. 2:3), «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4). Он – средоточие всего богопротивного в человеке. Он – «сын погибели», т.е. полностью враждебен Богу;
4) А. и Церковь: А. хочет воссесть «в храме Божием» (2Фес. 2:4). Со дня Пятидесятницы «храм Божий» – это Христова Церковь (1Кор 3 и след.; Еф 2 и след.). Ничто так не важно А. и сатане, как захватить и разорить Христову Церковь. Отчасти ему это удастся; Павел говорит об «отступлении» в конце времен (2Фес. 2:3). Оно будет вызвано прежде всего ложными знамениями и чудесами, которые будут сопровождать приход зла к власти (2Фес. 2:9–12; От 13 и след.). Но, несмотря на власть зла, в силе остается утешительное обетование о том, что Христос «убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» этого «беззаконника» (2Фес. 2:8);
5) подобным же образом об А. повествует и Откр. 13:1. Он – тот «зверь», который соединяет в себе одном признаки четырех хищных зверей, в образе которых Даниил видел великие мировые державы (Дан. 7). След., здесь речь идет о воплощенной сущности этой власти. Сатана вооружает А., как своего «христа», всей данной ему властью, чтобы тот добился мирового господства (Откр. 13:2.7). Здесь речь идет о полит. вожде, который становится объектом религ. поклонения и получает диктаторские полномочия. Он не чудовище, а блестящая личность, обещающая решение всех проблем и завоевывающая весь мир. Он появляется как подделка под Бога и даже творит чудеса, подобные тем, которые Бог творил в Свящ. истории. Имитируются даже смерть и чудо воскресения, так что зверь как воплощение А. удостаивается поклонения (От 13 и след.) и преследует Христову Церковь (Откр. 13:7.17). Одолевает А. явление истинного Христа (Откр. 17:14; 2Фес. 2:8). Бунт против Христа и Его Церкви достигнет своего апогея, когда А. выведет свое войско на бой, чтобы не допустить Второго пришествия (Откр. 19:19). Но до битвы дело не дойдет, поскольку предводители сторонников зла, зверь и лжепророк, будут схвачены и казнены. За этим следует окончательный Сyд над противостоящими Богу силами и созидание грядущего царства мира.