Душа
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библ. религ.-философского мышления оно приобретало новый смысл.
I. В ВЗ Д. обозначается др.-евр. словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синод. пер. это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (ср. Иер. 15:9; Иов. 41:13). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) из этого следует, что под Д. в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу ⇒ жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) в дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (ср. ⇒ Тварь) – как человека, так и животного (ср. Быт. 1:20; Быт. 2:7.19; Быт. 9:10; Лев. 17:11), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Т.о., слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт. 42:21; Быт. 46:15; Числ. 5:6; Иез 13 и след.; см. также Быт. 27:4.19.25.31; Числ. 11:6; Ис. 42:1; Плач. 3:24). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс. 41:2), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс. 6:4; Пс. 21:21). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт. 5:1.4; в Синод. пер. – «если кто...»). След., и о мертвом человеке можно сказать как об умершей Д. (Лев. 19:28; Лев. 21:11; Лев. 22:4; Числ. 6:6; Числ. 9:6; в Синод. пер. – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в др.-евр. языке возвратное местоимение отсутствует;
в) если считать, что Д. означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (⇒ Тело), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс. 18:8; Пс. 22:3), «хранить души» (Пс. 96:10) или «сохранить душу» (Пс. 120:7). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библ. языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что Д. жаждет, алчет, насыщается (Пс. 106:9; ср. Пс. 41:3; Притч. 10:3; Притч. 25:25), голодает, утомляется, скорбит (Притч. 27:7; Иер. 31:25) или подкрепляется (Плач. 1:11.19), постится (Пс. 68:11), отвращается (Числ. 21:5; Иов. 10:1) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез. 4:14). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (ср. Пс. 72:26; Пс. 83:3; Откр. 18:13). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов. 3:17–19; Иов 10 и след.; ср. 1Цар 28:11 и след. о Самуиле);
3) целостность личности предполагает тождество Д. и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (ср. 3Цар. 19:4). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов. 12:10; Иез. 18:4). Он может взять Д.жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою Д. (Нав. 9:24; в Синод. пер. – «жизнь»; ср. Иез. 32:10). Спасти Д. означает вывести из опасности свою жизнь (Быт. 19:17); уловить душу иногда означает убить кого-л. (Пс. 55:7). Т.о., утрата души – это не что иное, как смерть человека: Д. умирает (Числ. 23:10; Суд. 16:30), ее истребляют (Быт. 17:14), обрекают на смерть (Суд. 5:18). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар. 3:11). Человек порой не дорожит своей душой (Суд. 9:17; в Синод. пер. – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс. 6:5; Пс. 33:23; Пс. 114:4). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (ср. 3Цар. 17 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей» (Пс. 68:2). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе Д. из тела в ВЗ говорится по-разному: напр., в Иер. 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соотв. с тем, что душу связывали с процессом дыхания; ср. Быт. 35:18), а в Пс. 140:8; Ис. 53 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синод. пер. это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш) считалась кровь (Быт 9 и след.; Лев. 17:11). Кровь даже приравнивается к душе (Втор. 12:23), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; ср. «голос крови» (Быт. 4:10). Другое библ. название Д. – нешама, т.е. «дающая дыхание». Согл. этому понятию, при сотворении человека Д. была «вдунута» в него Богом (Быт. 2:7, в Синод. пер. – «дыхание жизни»); Д. является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч. 20:27, в Синод. пер. – «дух»). Д. также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов. 33:4). Именно нешама, согл. древней иуд. традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Д. человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Д. страдает (Быт. 42:21), томится и радуется (Пс. 83:3; Пс. 85:4), мучается (Ис. 53:11), любит (Быт. 34:3; Песн. 3:1–4), она нуждается в утешении и получает его (Пс. 76:3; Пс. 93:19), Д. проявляет желания (Втор 12 и след.; Мих. 7:1), подвергается терзаниям и унынию (Иов. 19:2; Пс. 41:6), таит злые чувства или выражает их (Притч. 13:2). Д. порой скорбит (Пс. 118:81; в Синод. пер. – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов. 30:16), Д. изливают пред Господом (1Цар. 1:15). Иногда Д. мыслит («говорит», 1Цар. 20:4; в Синод. пер. – «желает»), сознает (Пс. 138:14) и волеизъявляет (Быт. 23:8; в Синод. пер. – «вы»);
5) если Д. обозначает данную Богом жизнь (Ис. 57:16, евр. нешамот; в Синод. пер. – «дух и всякое дыхание»; Иер. 38:16) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Д. может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт. 32:30; Пс. 18:8; Пс. 93:19); тогда и Бог защищает ее (Ис. 38:17). Без Него Д. тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс. 41:3; Пс. 62:2), томится по Нему (Пс. 83:3), теряет покой (Плач. 3:17), с Богом же она радуется (Ис. 61:10) и утешается (Пс. 76:3; Пс. 93:19). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей Д. искать Бога (Втор. 4:29) и любить Его (Втор. 6:5; Втор. 10:12). Д. призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс. 102:1.22; Пс. 103:1.35), а человеку следует чутко внимать своей Д. (Нав. 23:11). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.
II. В НЗ:
1) а) здесь встречаются все известные в ВЗ понятия Д. [греч. псюхе]. Д. является силой, поддерживающей жизнь (Деян. 20:10; Откр. 8:9) и означает саму жизнь (Мф. 2:20; Мф. 20:28; Ин. 10:11.17; в Синод. пер. – «жизнь»; Деян. 15:26; Рим. 11:3), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк. 12:20). Человек может любить свою Д. (Откр. 12:11) или ненавидеть ее (Ин. 12:25), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф. 6:25; Лк. 12:22; Деян. 20:24). В НЗ, как и в ВЗ, Д. олицетворяет человеческую личность (Деян. 2:41: «душ около трех тысяч»; 1Петр. 3:20; ср. Мк. 3:4; 1Кор. 15:45: «душа живущая»); слово Д. также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян. 2:43; Рим. 13:1); б) в НЗ, как и в ВЗ, Д. воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф. 26:38; Ин. 12:27), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян. 2:43; Рим. 2:9), раздражается (Деян. 14:2; в Синод. пер. – «сердца»), колеблется (Деян. 15:24) и мучается (2Петр. 2:8); Д. может также и лелеять желания (ср. Лк. 12:19; Откр. 18:14). В НЗ, как и в ВЗ (Ис. 1:14; Ис. 42:1), говорится о душе Божьей (Мф. 12:18; Евр. 10:38);
в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф. 22:37). Д. в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (ср. ⇒ Жизнь, II). В этом смысле Д. – это самое ценное, чем располагает человек (Мф. 16:26). Д., а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк. 12:30; Лк. 10:27; Еф. 6:6). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его Д. (Мф. 10:28), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей Д. (Мф. 16:26), которая подвержена искушениям и поддается им (1Петр. 2:11; 2Петр. 2:14), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак. 1:21; Иак. 5:20; ср. 1Петр. 1:9). Бог – Создатель Д. (1Петр. 4:19), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор. 1:23), Он хочет очистить ее (1Петр. 1:22). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1Петр. 2:25), желающий дать ей покой (Мф. 11:29). Его ученики призваны заботиться о Д. людей (2Кор. 12:15; Евр. 13:17; 3Ин. 1:2). Человек всегда подвержен опасности потерять Д., если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф. 10:39; Мф. 16:25; Мк. 8:35;
2) а) Д. отличается от духа [греч. пневма] (1Фес. 5:23) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от Д. как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр. 4 говорится о разделении Д. и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины Д. намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес. 5 указывается, что и дух, и Д. нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (ср. Лк 1 и след.); б) о различии между Д. и духом говорится и в 1Кор 15:44 и след., где Д. обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор. 15:45). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Быт. 1:26.27; Быт. 2:7). В течение земной жизни Д. полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе Д. и властвовать над ней (1Петр. 2:11). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (Флп 3 и след.). Божье освящение почиет на Д. как на сущности, в наиб. степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое ⇒ возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная Д. (1Кор. 2:14; ср. Ин. 14:17);
3) о том, что происходит с Д. после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что Д. часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия Д. как таковой, т.е. независимо от образа определ. человека. Это убедительно показано в 1Фес. 5:23, где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, Д. и тела. Не только тело, но и Д. нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только Д., но и люди в целостности их Д. и тел (Откр. 20:12.13). Для объяснения того, что происходит с Д. после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (ср. Ис. 14:9–11; Лк. 16:22.23; ⇒ Ад, преисподняя, II), пока их не призовут на последний (Страшный) ⇒ суд по ⇒ Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк. 23:43; ср. Флп. 1:23), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр. 6:9, где говорится о Д. мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согл. ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь Д. существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (ср. ⇒ Воскресение).