Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Воскресение, воскрешать

I. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ

В. – основное понятие Библии. Если древние греки имели лишь некоторые представления о бессмертии души, то Писание говорит о посмертном возобновлении человеч. жизни в триединстве духа, души и тела. НЗ использует два термина: анастенай и эгейрестай («воскресать» и «быть воскрешаемым») и применяет их, когда речь идет о возвращении к жизни. «Воскресение» и «воскрешение» – две стороны одного явления. В ВЗ надежды на В. постепенно появляются лишь в его поздних книгах. Библ. свидетельство о В. находит свое наивысшее выражение в словах Иисуса Христа: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Поэтому, говоря о В., следует подразумевать преимущественно Христа.

II. ДАННЫЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

А. Верующие израильтяне, благодаря воздействию Божьего Духа, были весьма близки к истине в своих представлениях о смерти и жизни после смерти. В ВЗ смерть пугала людей, т.к. означала погружение в царство теней, мир мертвых, в котором уже не помнят Бога (Пс. 6:6; Пс. 113:25). Мертвые пребывают во мраке, будучи отделены от Бога (Пс. 87:6.11). Смерть предстает как полная противоположность жизни. (⇒ Ад, преисподняяСмерть.)

Б. В ветхозаветном представлении о Боге уже содержится зародыш надежды на В. Истоки веры в В. лежат в осознании той истины, что Господь властен над жизнью и смертью. «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар. 2:6), «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). Эти и подобные им слова говорят о надежде на возвращение утраченной жизни и о том, что связь с Богом не может оборваться после смерти (Пс. 72:23.26). В ряду библ. свидет-в стоят также Втор. 32:39; Иов. 19:25–27; Ис. 26:19; Иез. 37:1–14 и как самый яркий пример веры в В. во всем ВЗ – Дан. 12:2.3. Здесь, как и в Ин. 5:29, речь идет уже о двойном В. (для жизни и для Суда), правда, еще не сказано о всеобщем В., а говорится лишь о В. многих. Идея В. мертвых усиленно распространяется в период позднего иудаизма. В книгах Маккавейских мученики находят утешение в надежде на В. (2Мак. 7:9.11.14).

В. В ВЗ упоминается о воскрешении мертвых: 3Цар. 17:17–24 (⇒ Илия), 4Цар. 4:31–37 (⇒ Елисей) и 4Цар. 13 (некий человек). Такие воскрешения, безусловно, способствовали укреплению веры в будущее В. Т.о., серьезное отношение к смерти и искренняя вера во всемогущество Бога, Который силен над смертью, делали израильтян достаточно подготовленными к явлению Того, Кто назвал Себя В.

III. ИСПОЛНЕНИЕ НАДЕЖДЫ НА ВОСКРЕСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

А. ИИСУС ЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЕ

Главное в библ. надежде на В. состоит в том, что она связывается со Христом. Основой для понимания этого служит сказанное в Ин. 11:23–26. Исполненное веры упование Марфы «знаю, что (брат мой) воскреснет в воскресение, в последний день» справедливо, но относится к отдал. будущему. Как таковое оно недостаточно утешает в наст. момент. В Иисусе же это упование из будущего переносится в настоящее: «Я есмь воскресение и жизнь». Будучи Словом, Которое «стало плотию» (Ин. 1:14), Иисус Христос Своим бытием осуществляет в настоящем то, что люди надеялись достичь в отдал. будущем. «В Нем была жизнь» (Ин. 1:4). Там, где находится Иисус, действуют преобразующие и оживляющие силы будущего мира: Мф. 9:18–26 и парал. места (дочь Иаира), Лк. 7:11–17 (юноша из Наина) и Ин. 11:17–45 (Лазарь). Так воскрес и Он Сам, когда выполнил Свое назначение, Своею смертью отняв власть у того, кто властвует через смерть, – у дьявола (Евр. 2:14).

ПИСАНИЕ О В. ИИСУСА:

1) наряду с сообщениями, имеющимися в посланиях и Деяниях апостолов, мы располагаем свидетельствами евангелистов. В посланиях прежде всего следует обратить внимание на свидетельство Павла, основанное на преданиях и его собств. опыте (1Кор. 15:3–8), а также на гимн в Флп. 2:6–11. Хотя свидетельства евангелистов не тождественны, это не ставит под сомнение их достоверность. Напротив, перед нами – общий сюжет рассказов трех первых евангелистов о том, что увидели женщины ранним утром (Мк. 16:1–8; Мф. 28:1–8; Лк. 24:1–11). Эти свидетельства согласуются в том, что пришедшие к гробу женщины находят его пустым (само В. Иисуса не описывается – в отличие от различных апокрифич. евангелий). Они слышат слова ангела о том, что «Иисус воскрес», им поручается известить учеников о предстоящей встрече с Воскресшим в Галилее (Mф и Мк). Тем не менее рассказы всех евангелистов отличаются некоторыми деталями. Только Матфей сообщает о страже у гроба (Мф. 27:62–66), о подкупе стражей (Мф. 28:11–15), о явлении Самого Иисуса двум женщинам и об откровении Воскресшего на горе в Галилее, в котором повелевалось идти и учить все народы. Марк же (Мк. 16:9–20, эти стихи отсутствуют в более древних рукописях) повествует о явлениях Господа в Галилее в период от Пасхи до Вознесения. В то время как Матфею и Марку известно лишь о явлениях Иисуса в Галилее, Лука говорит о тех, что состоялись в Иерусалиме и его окрестностях. Он повествует об учениках, шедших в Еммаус (Лк. 24:13–35), о явлении Воскресшего вечером пасхального воскресенья в кругу учеников и о Его прощании с ними. В Деян. 1:1–12 также упоминается о том, что Иисус «в продолжение сорока дней» после Своих крестных страданий являлся апостолам. Иоанн, сообщая о В., прежде всего говорит о пустом гробе. В том, что гроб действительно пуст, убеждаются Петр и Иоанн (Ин. 20:2–10). Воскресший является Марии Магдалине (Ин. 20:1.11–18). Вечером того же дня за закрытыми дверями Он открывается ученикам в отсутствие Фомы, а спустя восемь дней, опять же за закрытыми дверями, является тому же кругу учеников в присутствии Фомы, который после этой встречи избавляется от своих сомнений. В Ин. 21содержится дальнейшее откровение Иисуса Его ученикам у моря Тивериадского (Геннисаретского озера), сопровождавшееся чудесным уловом рыбы, трапезой на берегу и разговором Иисуса с Петром;

2) насколько же достоверны сообщения о В. Иисуса? Это событие произошло скрытно и поэтому недоступно к.-л. науч. анализу. Однако исторически доказуема вера учеников Иисуса в В. их Господа. Эта вера была обоснована: а) надежными свидетельствами и прежде всего воздействием на учеников Св. Духа. Без этого, внутреннего, свидетельства другие сообщения о В. Христа не оказали бы должного влияния на их веру. Все евангелисты отмечают неверие и сомнения учеников, которые необходимо было преодолеть (Мф. 28:17; Мк. 16:14; Лк. 24:11.25.36; Ин. 20:24). Тот факт, что неверие учеников было преодолено воздействием Божьего Духа, говорит в пользу достоверности В. как события реального и опровергает утверждение о том, что вера учеников была вызвана какими-то субъективными причинами, напр., их видениями. При содействии Св. Духа у учеников появилось четыре надежных свидетельства: свидетельство ВЗ (см. выше), предсмертное свидетельство Иисуса о предстоящем Ему В. (Мф. 16:21; Мф. 17:23; Мф. 20:19 и парал. места), свидетельства женщин и пустого гроба; б) явлениями Воскресшего Своим ученикам, сделавшими их «свидетелями воскресения» (см. Деян. 1:22).

Сами эти откровения никогда не смогут стать предметом ист. исследования. Мы не ошибемся, предположив, что воскресший Господь являлся Своим ученикам не в образе совершенной славы, которую Он имеет у Отца, – они не смогли бы при этом остаться в живых (ср. Откр. 1:17), – скорее, Он являлся им «в ином образе» (Мк. 16:12). Так, Иисус предстал перед Марией Магдалиной как «садовник», перед учениками в Еммаусе – как незнакомец, перед учениками в пасхальный вечер – в осязаемой плоти, Он ел и пил вместе с ними (Лк. 24:42). Так же осязаем Он был спустя неделю при разговоре с Фомой, который увидел и ощупал следы от гвоздей и рану в боку Иисуса. Тело воскресшего Иисуса уже не подчинялось земным законам материи, времени и пространства, поэтому Воскресший мог являться в запертых изнутри помещениях. Учитывая все это, мы приходим к выводу, что вера апостолов в В. Иисуса была вполне обоснованной. На их вере и свидетельствах покоится и наша вера в В.

Б. НЫНЕ НАШЕ ВОСКРЕСЕНИЕ – ИИСУС

Следует отметить, что христ. вера в В. – это не только надежда на отдал. будущее. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Петр. 1:3). След., можно сказать, что такое упование уже начало осуществляться для нас, верующих. Теоретич. догма «когда-нибудь» уступает место наполняющему силой и волнующему «здесь и сейчас». В вере мы можем рассчитывать на немедленное воздействие В. Иисуса Христа. О таком воздействии сообщается в Мф. 27 Бог воскресил Иисуса из мертвых, тем самым оправдав Его и показав всему миру, что Иисус – подлинный Мессия. Достигнутая т.о. победа над смертью сразу же стала очевидной в совоскресении первых святых. Это стало началом новой эры В. Библия позволяет утверждать, что В. верующих уже началось:

1) при этом следует подчеркнуть, что В. верующих представляет собой процесс, начавшийся с В. Иисуса и ныне продолжающийся, причем слово «начавшийся» подразумевает и его завершение, которое произойдет только со Вторым пришествием Господа. Т.о., мы как бы находимся в положении «уже», но «еще не» (О.Кульман). В 1Кор. 15:23 сказано об очередности В. верующих: «Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». К таким верующим относятся слова: «...в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых. И вас... оживил вместе с Ним...» (Кол. 2:12). «Итак... вы воскресли со Христом...» (Кол. 3:1). Т.о., через веру происходит постоянное «В. из мертвых». Эта вера порождается у верующих тем же могуществ. действием, которым Бог воскресил Христа (Еф. 1:19). Именно так следует понимать призыв: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). Это «В. из мертвых», называемое также новым рождением или рождением свыше (Ин. 3:3), должно начинаться здесь и сейчас, если мы хотим «достигнуть» его в пришествие Господа (ср. Флп. 3:8–11);

2) т.о., через В. Иисуса Христа мы оказываемся вовлеченными в происходящие сейчас с нами, верующими, события. Мы переходим из состояния духовной смерти в сферу жизни Христа (Еф. 2:5). Тот, кто обрел существование во Христе, становится «новой тварью» (2Кор. 5:17) и «ходит в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Бог воскресил Его «для оправдания нашего» (Рим. 4:25), для того, чтобы в нас воплотилась новая праведность Иисуса Христа (Рим. 6:4);

3) тот, кто верою приобщается к жизни воскресшего Христа, уже сейчас принимает живое участие в процессе В. Он «перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Он не «увидит» смерти (здесь – в духовном значении) и не «вкусит» ее (Ин. 8:51). «Верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:25). Но все это здесь, на земле, мы имеем «верою, а не видением» (2Кор. 5:7). Возможно, нам предстоит «многими скорбями войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), но Христос проложил нам путь и выровнял его. В конце концов, в грядущем совершенстве будет достигнуто славное завершение того, что началось на Голгофе и было продолжено Его воскресением.

В. «СЕ, ТВОРЮ ВСЕ НОВОЕ» (Откр. 21:5)

В. Иисуса положило начало Его возвышению и вместе с тем открыло новую эпоху мировой истории. В. Христа означает нечто принципиально новое во всем миропорядке, оно имело грандиозные последствия для будущего всего мира:

1) совершенство тех, кто принадлежит Христу: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр. 20:6). В. верующих получит славное завершение, когда Господь явится вновь. Тогда будет увенчано то, что началось в вере здесь, на земле: преобразование нашей плоти, подвластной смерти и уничтожению, в образ Его «славного тела» (Флп. 3:21). Тогда Господь навеки соединится с верными Ему (1Фес. 4:13). Преображ. тела воскресших уподобятся преображ. телу воскресшего Господа, не подчиняющегося законам пространства, материи и времени, которым подчинены земные тела. Эти тела будут принадлежать уже не земле, а небу, станут не земными, материальными, а духовными; они не будут подвластны времени и тлению, но станут вечными (1Кор. 15:42). То есть мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). ⇒ Взятие на небо;

2) новый строй мироздания (ср. ⇒ Тысячелетнее царство): силы В. преобразуют жизнь на земле. Иисус говорит о «пакибытии», когда Сын Человеческий воссядет на престоле Своей славы (Мф. 19:28). Здесь ожидают своего исполнения многие до того еще не исполненные обетования (напр., Ис. 11:6; Зах. 8:7.13.20–23). Когда сатана будет скован и низвергнут, откроется путь к раскрытию жизненных сил воскресшего Господа на этой земле, которое нам не дано предвидеть (Откр. 20:1–6);

3) общее воскресение мертвых для Суда: В. Иисуса имеет неизмеримые последствия и для тех людей, которые не верят в Господа. Согл. изречению Иисуса (Ин. 5:28), наступят «воскресение жизни» и «воскресение суда» (в Синод. пер. – «воскресение осуждения»). О первом речь шла выше, второе предстоит всем не уверовавшим в Иисуса. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22). Это общее В. произойдет, когда Христос вновь передаст царственную власть Своему Отцу (1Кор. 15:24), т.е. в конце существования нынешнего мира. Это В. связано со Страшным судом, оно соединит всех умерших перед престолом Судьи. Записанное в книгах Божьего суда и в книге жизни окончат. решает судьбу представшего перед Судом (Откр. 20:11–15);

4) конечные последствия воскресения Иисуса Христа. Нам почти невозможно их представить. «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). Мы, христиане, ожидаем этого (2Петр. 3:13). Предвкушение грядущего было дано и провидцу Иоанну в его грандиозном видении (Откр. 21:1; Откр. 22:1). Преобразующие силы, действующие с момента В. Иисуса, являются залогом того, что и совр. материальный образ вселенной предстанет в преображ. виде (2Петр. 3:13).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle