Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Илия (Елия)

Илия (Елия) [евр. Элийя, Элийяху, «мой Бог – Яхве» ]:

1) пророк, чье прозвище «Фесвитянин», означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар. 17:1). Израил. царь Ахав (871–852 гг. до Р.Х.) был совращен своей женой ⇒ Иезавелью на служение Ваалу. По его указанию были сделаны жертвенник и капище Ваала в Самарии, а также изображение богини Ашеры (в Синод. пер. – «сделал ... дубраву» – 3Цар. 16:31–33). Жертвенники Господу были разрушены, Его пророки – убиты (3Цар. 19:10). Казалось, что в Израиле восторжествовало языч. идолопоклонство. И тогда И. возвещает Ахаву о том, что за почитание языческих богов плодородия Господь накажет израильтян: их ожидает засуха, которая продлится несколько лет и прекратится только по слову пророка (3Цар. 17:1).

После этого И. вернулся в убежище и находился там, пока снова не предстал пред царем. Все попытки Ахава разыскать И. были тщетны (3Цар. 18:10). Вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока Хорафа (вост. притока Иордана), пока и этот поток не пересох (3Цар. 17:2–7). Господь послал И. далее, в Сарепту Сидонскую, находившуюся на побережье Средиземного моря между Тиром и Сидоном. У приютившей И. вдовы съестные припасы, по слову Господа, не истощались вплоть до конца засухи. Благодаря этому она не только имела пищу для себя и своего сына, но и смогла делиться ею с пророком. Когда сын вдовы умер, И. воскресил его.

Лишь на третий год засухи (а, возможно, пребывания И. в Сарепте (?), ср. Лк. 4:25; Иак. 5:17) Господь возвратил его в Самарию. К тому времени последствия засухи на этой земле были столь ужасающи, что царь и управляющий вынуждены были обойти землю в поисках корма для коней и лошаков (верховых и ездовых лошадей) цар. войска. По дороге И. встретил управляющего цар. дворцом Авдия, а затем и самого Ахава. И. предъявил царю требование собрать всех пророков Ваала и пророков дубравных на горе Кармил для всенародного объявления Божьего приговора. Царь согласился. После того как языч. пророки в течение всего дня тщетно взывали к Ваалу с просьбой дать им ответ, И. соорудил жертвенник из 12 камней – по числу колен Израилевых (Бог обладает всем народом Израилевым!) – и приказал облить водой дрова и предназначенного к сожжению тельца, а также наполнить водой ров вокруг жертвенника. Во время приношения вечерней жертвы в ответ на молитву И. на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, жертвенник и воду. Вслед за этим И. заколол пророков Ваала. Это убийство не было актом мести или проявлением фанатизма, а соответствовало древнему праву, согласно которому любая ф-ма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх. 22:19; Втор. 13:6–15).

Затем И. испросил у Бога дождя, и когда хлынул ливень, бежал перед колесницей Ахава, спасавшегося от грозы, до самого Изрееля (3Цар. 18). Но когда Иезавель стала угрожать И. смертью, силы покинули его и он ушел через Вирсавию в пустыню. Ангел, который кормил отчаявшегося пророка, направил его в сорокадневный путь к горе Хорив. После сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился И. в веянии тихого ветра. И. узнал, что он не один: 7 тыс. израильтян не поклонились Ваалу. Господь дал пророку новое поручение.

И. призвал на пророч. служение Елисея, ставшего вначале его слугой, а затем – его преемником: позднее ⇒ Елисей совершил порученные И. помазания Азаила в цари над Арамом (Сирией) и Ииуя – в цари над Израилем (3Цар. 19). После учиненной Иезавелью расправы над оклеветанным Навуфеем И. объявил цар. чете о грядущем суде Господа над ними и их потомками. Ахав смирился и совершил покаяние. Смилостивившись, Господь отсрочил исполнение суда над домом Ахава до времени царствования его сына Иорама. Но смерть самого Ахава и Иезавели произошла в соответствии с предсказанием И. (3Цар. 21:17–29; 3Цар 22 и след.; 4Цар 9:36 и след.).

И. был пророком суда как для Ахава, так и для его сына и зятя. Он остановил посланников, которых покалеченный (из-за падения с крыши) Охозия послал к аккаронскому божеству Веельзевулу вопросить о своем выздоровлении. Пытаясь выполнить приказ и привести И. к царю (т.е., вероятно, арестовать), один за другим погибли два командира полусотен и воины, находившиеся в их подчинении. По просьбе третьего командира полусотни И. последовал за ним и сам объявил Охозии об ожидающей того смерти (4Цар. 1:2–17). Через какое-то время после завершения земной жизни И. иуд. царь Иорам, сын Иосафата и муж Гофолии, получил от пророка письмо с предсказанием кары за идолопоклонство и за убийство собств. братьев (2Пар. 21:1–6.12–15).

Во время последнего путешествия И. из Галгала через Вефиль и Иерихон к реке Иордан, воды которой расступились перед ним, его сопровождал Елисей. Оба пророка знали о предстоящем И. вознесении. И. обещал Елисею исполнить еще одну его просьбу, и Елисей просил, чтобы Св. Дух, который был на И., почил на нем, Елисее, вдвойне (ср. долю наследства первородного сына, которая составляла удвоенную долю прочих сыновей). Затем огненная колесница унесла И. на небо. Елисей, видевший это чудо, знал, что его просьба исполнена. Елисей, на обратном пути, с помощью оброненной И. милоти заставляет воды реки расступиться перед ним. Ученики пророков тщетно пытались разыскать И. (4Цар. 2:1–18).

И. жил в то время, когда в Израиле начиналась борьба между почитателями культа Ваала и служителями Господу; перипетии этой борьбы во многом зависели от действий «человека Божия» (3Цар. 17:24), в которых была явлена данная ему Богом сила. И. должен еще раз явиться перед наступлением «великого и страшного» дня Господня и вместе с объявлением о Суде провозгласить последнюю Божью милость (Мал 4 и след.). Данное пророчество предопределило ожидание прихода И. в эпоху НЗ, и это ожидание играет определ. роль в вопросе о личности Иисуса Христа (Мф. 16:14; Мк. 6:15). С приходом на служение Иоанна Крестителя, который своими поступками, внешним видом и даже одеждой напоминал И. (ср. 4Цар. 1:8; Мф. 3:4), люди предположили, что пророчество Малахии относится именно к нему. Сам Иоанн отрицал, что является И. (Ин. 1:21), однако весть ангела (Лк. 1:17) и изречения Иисуса (Мф. 11:14; Мф. 17:10–13) подтверждают тот факт, что Иоанн Креститель был предсказанным «грядущим» И. Неверное понимание слов из Пс. 21:2, произнесенных Иисусом на кресте, исходит из иного представления о личности И. (Мк. 15:34–36). В НЗ есть и другие упоминания об И. и его чудесах: о его молитве, о предсказанной им засухе, продолжительность которой дважды указана как три с половиной года, о вдове из Сарепты (Лк 4:25 и след.; Иак 5 и след.), об огне с неба (Лк. 9:54; ср. 4Цар. 1:10–12) и об отчаянии пророка (Рим. 11:2–4). И. и Моисей, пророк и законодатель, явились Иисусу при Его преображении (Мк 9 и след.). Сказанное в Откр 11 и след. о двух свидетелях также указывает на И. и Моисея;

2) вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар. 8:27);

3) священник из рода Харима, взявший себе иноплем. жену (1Езд. 10:21);

4) израильтянин из рода Елама, расставшийся с иноплем. женой (1Езд. 10:26).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle