Елисей
Елисей [евр. Элиша, «Бог помог» ]. Пророк ⇒ Илия, находясь у горы Хорив, получил от Господа поручение сделать своим преемником Е., сына Сафата, из Авел-Мехолы. Илия застал Е. за работой в поле, и тот, оставив родных, пошел за Илией, став его слугой и учеником (3Цар. 19:16.19–21). Незадолго до того как Илия был вознесен на небо, Е. просил, чтобы Св. Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Эта доля соответствовала доле наследства, предназначавшейся первородному сыну, т.е. была вдвое больше доли остальных братьев (4Цар 2 и след.; ср. Втор. 21:17). Служение Е., самый важный отрезок которого приходится на 12-летнее царствование Иорама (4Цар. 3:1), ознаменовано многочисл. чудесами, которые делают очевидной Божью помощь во всех жизненных затруднениях: от одолженного топора, который, будучи утрачен, появляется вновь (4Цар. 6:1–7), заботы о еде (4Цар. 4:38–44) и питье (4Цар. 2:19–22), других забот (4Цар. 4:1–7.8–17; 4Цар. 8:1–6) до воскрешения из мертвых (4Цар. 4:18–37; 4Цар 13 и след.).
Чудеса Елисея отмечены добротой и милосердием, что отличает их от деяний Илии, обычно исполнявшего Божий суд. Но и Елисей порой прибегал к жестоким наказаниям по отношению, напр., к дразнившим его детям (4Цар 2 и след.), к недоверчивому сановнику царя (4Цар. 7:2.17–20) или к жадному Гиезию (4Цар. 5:19–27).
На фоне благодетельных и карающих чудес, демонстрирующих абсолютное превосходство Господа над Ваалом, мы видим, какое большое влияние имел Елисей на полит. жизнь своего народа. Во время похода против моавитского царя Месы, предпринятого Иорамом в начале его царствования, Е. спасает войско от опасности и предсказывает ему победу (4Цар. 3:9–27). Но Е. делает это не ради идолопоклонника Иорама, от которого пророк резко отмежевался, а ради иуд. царя Иосафата. Е. следит за борьбой между Израилем и Арамом (Сирией), которую Иорам продолжил после смерти своего отца Ахава. Е. сообщал царю о передвижениях арам. полчищ и сам привел в плен арамеев, собиравшихся пленить его (4Цар. 6:8–23). На это время или на период относит. благоприятных отношений между двумя государствами (ср. 4Цар. 5:7) приходится и исцеление Неемана от проказы (4Цар. 5:1–19). Когда бедственное положение в осажденной Самарии достигло апогея, Е. предвещает Иораму спасение на след. день, что в точности сбывается (4Цар. 6– 4Цар. 7:20). Но все это не заставило Иорама свернуть с прежнего пути; мать царя, Иезавель, по-прежнему пользуется влиянием, и поклонение Ваалу в Израиле продолжается.
Наступило время исполнить поручение, данное Богом еще Илии у горы Хорив (3Цар 19 и след.): Е. должен предварить Божий суд. В Дамаске Е. предсказал Азаилу смерть Венадада и сообщил, что Азаил сам будет править Сирией (4Цар. 8:7–15). Когда уже шла война между Иорамом и Азаилом (4Цар. 9:14), Е. распорядился помазать в цари над Израилем Ииуя и передал ему повеление истребить дом Ахава (4Цар. 9:1–13). Затем в течение более 40 лет (ср. 4Цар. 10 и 4Цар. 13:1) совершается суд над Израилем.
Библия ничего не говорит об обществ. служении Е. в этот период: пророк безмолвствует. Во времена царствования Ииуя и его сына Иоахаза власть сир. царя Азаила усиливается, а Израиль постепенно ослабевает (4Цар. 13:3.7). Только когда Иоас, внук Ииуя, пришел к Е., и пророк со своего смертного ложа возвестил ему о трех победах над сирийцами (4Цар. 13:14–19), открывая т.о. новый период истории израил. народа, отмеченный, как и прежде, Божьей помощью и участием.