Смерть
Это слово имеет в Библии два значения: «состояние, наступающее по завершении земной жизни», а также «почти персонифицир. описываемая сила, которая приводит к этому состоянию».
I. Обычно под С. подразумевается то мгновение, когда приходит конец жизни человека, т.е. прекращается жизнедеятельность организма – исчезает сознание, останавливается дыхание, тело остывает и начинается тление (ср. 4Цар. 4:31.32; Ин. 11:39). С. может наступить в результате болезни (4Цар. 20:1; Иер. 16:4; Лк. 7:2; Ин. 11:4), старости (ср. Быт. 25:8), от получ. ран, а также в результате казни, т.е. через кровопролитие (см. Быт. 9:6). Поскольку С. означает утрату физич. жизни, то она горька (1Цар. 15:32) и мучительна (Деян. 2– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Вместе с тем она может быть желанной не только для притесняемых и бедных (Иов. 3:1; Иов. 6:8–13), но и для пресытившихся жизнью (Ион. 4:8). В бедствиях последних дней истории люди станут искать С. (Откр. 9:6), но не найдут ее.
II. Однако чаще С. изображается в Библии как персонифицир. богопротивная сила, которая, будучи врагом жизни, угрожает ей, разрушает ее и в конце концов побеждает человека, разрывая все его связи с окружающим миром (Руф. 1:17; Пс. 17:5.6). В этом значении С. изображена в Откр. 6в виде всадника на белом коне (⇒ Преисподняя). Со времен Адама (Рим. 5:14) власть С. над людьми всеобща и касается всех без исключ. (Пс. 89:4; Екк. 3:19–10; Ис. 40:6–8; Рим. 5:12; 1Кор. 15:22). Человек пребывает в «тени смертной» (Мф. 4:16). С. – следствие и плод греха, отпадения человека от Бога (Быт. 2:17; Рим. 5:12; Рим. 6:23). Не соблюдая заповеди Бога и предаваясь греху, человек попадает во власть С. (Рим. 6:16; Рим. 8:6; 1Кор. 15:56; Евр. 2:14.15; Иак. 1:15). Поскольку это обстоятельство осознавалось уже в ВЗ, то считалось, что прикосновение к мертвому телу оскверняет человека (см. Лев. 5:2; Числ. 19:11).
При этом не следует забывать, что Павел в своих пояснениях всегда говорит о С. человека – образа Божьего, но не о смерти животного, поскольку С. животного в отличие от С. человека остается лишь явлением природы. Бог Сам может во исполнение Своего суда предать человека С. (1Цар. 2:31), «свести» его «к персти смертной» (Пс. 21:16). Но Бог не хочет С. человека, даже если этот человек беззаконник (Иез. 18:23); Он в конечном итоге всегда остается врагом С. (ср. Ос. 13:14). Бог вырывает у С. ее добычу (Пс. 32:19; Пс. 55:14; Пс. 67:21), до тех пор пока окончат. не победит и не уничтожит С. (Ис. 25:8; 1Кор. 15:26; Откр. 20:14).
III. Библия делает различие между жизнью физич., временной, и жизнью вечной. Вечная ⇒ жизнь – это полное и непрерывное общение человека с Богом. Аналогично Библия различает физич. и духовную С. И если духовная жизнь – это добро, то вечная С. представляет собой зло, проклятие и гибель (Втор. 30:15.19; Притч. 2:18; Притч. 8:36; Притч. 11:19; Притч. 12:28). Духовная С. означает утрату общения с Богом и способности различать добро и зло (Лк. 15:32; 1Тим. 5:6; 1Ин. 3:14), разложение (Еф. 2:1; Кол. 2:13), следствием чего является проклятие и закоснелость (ср. Мф. 23:13). При этом людям, духовно мертвым, может казаться, что они находятся в нормальных отношениях с Богом (Откр. 3:1). В состоянии духовной С. пребывают все люди со времени отпадения от Бога; положение изменяется тогда, когда человек по милости Божьей оказывается спас. для новой жизни через возрождение (Ин. 5:24). Поэтому о верующих сказано, что они не увидят С. вовек (Ин. 8:51), ибо новая жизнь не может быть убита человеком (Мф. 10:28).
О том, что существование человека не заканчивается физич. С., ясно свидетельствует книга Откровения. Неверующие подвержены «второй смерти» (Откр. 2:11; Откр. 20:6), которая прекращает их существование, а вместе с тем и возможность обращения к Богу, и в конечном итоге уничтожит все богопротивное на небе и на земле (Откр. 20:14; Откр. 21:4.8; ⇒ Суд ⇒ Проклятие). Вторая С. не имеет власти над верующими (Откр. 20:6), потому что Христос, Который сначала Сам предал Свою душу на С. (Ис. 53:12; Флп. 2:8), тем самым отнял у С. ее власть (2Тим. 1:10), поглотил С. Своей победой, т.е. упразднил ее (1Кор. 15:54).
Ученики Иисуса становятся причастными к этой победе, соединяясь с Христом через крещение в С. (Рим. 6:3). Так они оказываются освобожд. от власти С. (Рим. 8:2), и ничто (Рим. 8:38) не может вырвать их из руки Господа, отделить от Его любви. Поэтому С. Господа, которую Церковь возвещает в Вечере Господней, есть исток и начало их жизни (ср. Рим. 5:10; 1Кор. 11:26). Благодаря Своей победе Христос является и Господином над С. (Откр. 1:18), и С. будет вынуждена отдать Ему всю свою добычу (Откр. 20:13).
Впрочем, об этой власти Бога знал и ВЗ. Так, текст Пс. 15:10 свидетельствует, что Бог не отдаст С. своих святых. Божья власть проявляется в восхищении Еноха (Быт. 5:24), а также в том, что с момента Второго пришествия Христа живущие верующие уже не будут умирать (ср. 1Фес. 4:17). Быть предаваемым С., подобно Христу, – естеств. для христианина (2Кор. 4:11); в его С., как и в его жизни, возвеличивается Христос (Флп. 1:20), ибо его любовь к Христу превышает любовь к собств. жизни (Откр. 12:11). Умирая, он устремляет свой взор на небо, к Господу (Деян. 7:55). И он знает, что его физич. С. не прекращает истинную жизнь, общение с Богом (ср. Ин. 8:51; Ин. 11:25). В ВЗ также говорится, что праведный и при С. своей может быть утешен надеждой (ср. Притч. 14:32).
IV. Бог ставит человека перед выбором между жизнью и С. (Втор. 30:15; Иер. 21:8). В НЗ это происходит через проповедь Евангелия, принимая или отвергая которое человек решает вопрос о жизни или С.; Евангелие есть «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2:16).
V. Подобно тому как обычно мертвым называют все то, что уже не способно отвечать, реагировать и действовать (ср. Мф. 28:4), Библия применяет это определение ко всему, что не имеет силы и значения пред Богом, в первую очередь к идолам (Пс. 105– в Синод. пер. – «бездушные»), а также к тщетной попытке человека оправдаться делами (Евр. 6:1) и даже к вере, если она не проявляется в делах христ. любви (Иак. 2:17).