Ад, преисподняя
Ад, преисподняя
I. В Синод. пер. ВЗ словами «ад» и «преисподняя» переведено евр. слово шеол (3Цар. 2:6; Иов. 26:6; Пс. 15– «царство мертвых»; Иов. 24– «смерть»), а в НЗ ими же переданы греч. слова гадес и геенна. Два последних и некоторые другие слова (напр., ⇒ Аваддон) встречаются в тех греч. текстах, где речь идет о царстве мертвых, в котором умершие остаются до Страшного суда, а также о месте наказания, где осужденные грешники пребывают после суда (см. Откр 20 и след.).
II. 1) слова шеол и гадес обозначают царство мертвых, подземный мир. Смерть, царство мертвых, А. и преисподняя – понятия тождественные (Ис. 38:18; Ос. 13:14; Откр. 1:18; Откр. 6:8; Откр 20:13 и след.). При этом царство мертвых изображается в Библии как пространство в глубинах земли (Иов. 7:9; Пс. 62:10; Ис. 14:15; Иез. 32:18). Так, Корей и его сообщники сошли в подземный мир (Числ. 16:30.33), а Самуил вопрошает, для чего он должен выйти оттуда (1Цар. 28:15, евр. глагол ала означает движение вверх). В НЗ также говорится о том, что Христос «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9), что Он проповедовал томящимся в темнице духам, мертвым (1Петр. 3:19; 1Петр. 4:6). Иногда создается впечатление, что слово шеол означает просто могилу (Быт. 37:35; Быт. 42:38; 3Цар. 2:6; Иов. 17:13–16), четкого разграничения с понятием «царство мертвых» здесь не существует. В шеоле нет «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екк. 9:10); мертвые молчат (Пс. 30:18) и не славят Господа (Пс. 6:6; Пс. 113:25; Ис. 38:18). Шеол – это тьма, эфемерность, полужизнь; но, очевидно, сознание там все же присутствует (Ис 14 и след.). В царстве мертвых пребывают не только грешники (Числ. 16:33; Иов. 24:19; Пс. 9:18; Пс 48:14 и след.), но и праведники (Ис. 38:10), ожидающие Божьей помощи и новой жизни (1Цар. 2:6; Пс. 15:10; Пс. 48:16; ср. Пс. 72:24; Дан. 12 ⇒ Воскресение, II,АБ), ибо и шеол открыт для Бога (Иов. 26:6; Притч. 15:11; Ам. 9:2), Господь присутствует и там (Пс. 138:8). Только в Лк. 16:22–26 определенно говорится о двух пространствах в царстве мертвых, разделенных «великой пропастью», что, однако, не мешает их обитателям видеть и слышать друг друга. В Ев. от Луки сказано, что праведники там утешаются, а грешники страдают;
2) победа Иисуса Христа, проявившаяся в Его воскресении (Деян. 2:27.31), распространяется и на подземный мир: Христос – Господь живых и мертвых (Рим. 14:9), Он владеет ключами А. и смерти (Откр. 1:18). Духам в темнице, мертвым, Он проповедовал Евангелие (1Петр. 3:19; 1Петр. 4:6), а раскаявшемуся разбойнику Он сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Врата А. не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18), и уходящий из мира в вере будет пребывать со Христом (Флп. 1:23). Смерть попрана победой Христа (1Кор. 15:55.57). В конце времен после всеобщего ⇒ воскресения царство мертвых опустеет (Откр. 20:13). Тогда неправедные навечно останутся в «озере огненном» (Откр. 21:8).
III. Об огненном А. (греч. слово геенна происходит от названия долины сыновей Енномовых) Иисус неоднократно говорит как о месте наказания осужденных Богом грешников (Мф 5:22,29 и след.; Мф.10:28; 23:15–33; А. может быть обозначен и как тьма, Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30). А. – это «печь огненная», где будет «плач и скрежет зубов» (Мф. 13:42.50), это неугасимый, вечный огонь (Мф. 3:12; Мф. 18:8), где «червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:47 и след.; ср. Ис. 66:24), это «мука вечная» (Мф. 25:46). Огонь А. предназначен также в наказание ⇒ дьяволу и его ангелам (ср. Откр. 19:20; Откр. 20:10.15). Но в Библии нет указаний на А. как на царство, где властвует сатана (ср. Еф. 2:2; Еф. 6:12). Трудно говорить о том, каковы временный границы адских мук. В библ. контексте А. связан с окончат. приговором, вечным поруганием и посрамлением грешников (Дан. 12:2), что особо подчеркивает Божью милость к праведникам.