Дьявол
I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА
1) рус. слово «Д.» происходит от греч. диаболос, «клеветник», «подстрекатель». Это греч. слово употреблялось еще в Септуагинте для передачи значения евр. слова ⇒ сатана, обозначающего обвинителя перед судом, противника и врага, а в конечном счете ту сверхъестественную личность, которую мы собств. и именуем Д. Греч. слово эхтрос («враг») также является особым обозначением Д. в притче о плевелах среди пшеницы (Мф 13 и след.; ср. Лк. 10:19). Д., или сатана [греч. сатанас], – это в полном смысле слова враг Бога, Его Царства и человеческого рода; как искуситель [греч. пейрадзон; Мф. 4:3; 1Фес. 3:5] он своими действиями стремится поссорить человека с Богом (Быт. 3:1; Мф. 4:1; Лк. 4). Вероятно, с намеком на Быт. 3 в Откровении Д. назван драконом и древним змием (Откр. 12:9; Откр. 20:2);
2) Д., в соотв. с его сущностью, назван также «злым» [греч. го понэрос (в Синод. пер. – «лукавый» – Мф. 13:19; 1Ин. 2:13.14; 1Ин. 3:12; 1Ин. 5:18)]. То, что под «лукавым» здесь действит. подразумевается Д., следует из парал. к Мф. 13 мест, где упоминаются сатана (Мк. 4:15) и Д. (Лк. 8:12). Но в некоторых местах Библии форма греч. слова не позволяет судить, что подразумевается в том или ином контексте – «злой» или «зло». Одно из таких спорных мест – это Мф. 6 в молитве ⇒ Отче наш. Вост. Церковь считает, что здесь речь идет о «злом» («лукавом»), т.е. о Д., Зап. Церковь толкует это слово как «зло». Этой традиции следует и Лютер, но, с др. стороны, в Большом Катехизисе он показывает, что в понятие «зло» он включает и Д., «злонамеренного, злобного, главного врага». Тексты Мф. 5:37; Мф. 13:38; Ин. 17:15 также приобретают большую ясность и остроту, если иметь в виду не общее понятие зла, а Д., в чьей власти лежит весь мир (1Ин. 5:19);
3) будучи «правителем (в Синод. пер. – «князем») мира сего» (Ин. 12:31; Ин. 14:30; Ин. 16:11), Д. является самым ярым противником Спасителя. Как правитель этого мира, он может дарить земные царства, кому пожелает (Лк. 4:6). Павел даже называет его «богом века сего» (2Кор. 4:4), стяжавшим себе славу этого мира. Д. представлен также в образе «сильного», охраняющего свой дом (Мк. 3 и парал.). Во власти Д. находятся и неспасенные люди (Деян. 26:18), и только Бог может освободить их от подчинения этой власти (Кол. 1:13);
4) царству Д. принадлежат нечистые духи (⇒ Косматый, леший), и демоны, или бесы [греч. даймонион]. Это греч. слово, вероятно, напоминает о языч. воззрениях на демонов, но его употребление в НЗ лишено всякого обожествления бесовского начала; однако здесь сохраняется народное отношение к страшному: в демонах видят злых духов, стремящихся, по воле сатаны, разрушить духовную и телесную жизнь человека. Но злые духи изначально признают в Иисусе обладателя большей силы (Мф. 8:29.31; Мк. 1:24).
II. ВОЗЗРЕНИЯ НА ДЬЯВОЛА В УЧЕНИИ РАВВИНОВ
Согл. воззрениям позднего иудаизма, сатана, или дьявол – Саммаэль – был одним из самых возвышенных ангельских существ на небесах. Зависть, гордыня и стремление к власти побудили его ввести в искушение первую человеч. пару. Орудием ему послужил змей, о котором в раввинистич. литературе содержатся высказывания, позволяющие заключить, что под ним подразумевается сам Д. Ангелы, принимавшие участие в его деянии, названы «ангелами сатаны»; сам он обозначен как «глава всех сатанинских сил». Его пагубная деятельность рассматривается в трех аспектах: он подстрекает людей к греху и вводит их в искушение; он клевещет на них и обвиняет их перед Богом; он приносит им смерть, как наказание за грех.
III. ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
В народных представлениях греков «демоны» – это существа, обладающие сверхчеловеч. властью; часто под ними подразумевают духов умерших. Демоны своенравны и непредсказуемы. Человек вступает в общение с ними посредством магич. действия, стараясь умилостивить их, подчинить или держать подальше от себя. Греч. философия пыталась преодолеть эти народные представления, взирая на демонов как на божеств. силы; демоническое у философов не противопоставлялось божеств., а преподносилось как равнозначное ему. В религии персов зло – это персонифицированные силы природы. Для персов все бытие представляло собой непрекращающуюся борьбу равновеликих сил добра и зла. Греч. философия рассматривала Д. как самостоят. и независимых от божества. В Библии Д. – это подчин. Богу существо, Его противник, отнюдь не равнозначный Богу. В вавил. поверьях, связ. с духами, демонами, сатаной проявляется, порой, внешнее сходство с Библией, однако о внутр. взаимозависимости речь здесь не идет. Но вполне возможно, что авторы библ. книг в тех случаях, когда они говорили о реальности демонич. сил, отталкивались от представлений, бытовавших в их окружении.
IV. БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЬЯВОЛЕ
1) БИБЛИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДЬЯВОЛА. Библия свидетельствует о реальном, личностном существовании Д. и его приверженцев. Конкретность библ. описаний и множество непосредств. указаний на существование Д. не позволяют говорить об исключит. мифологич. характере рассказов о падших ангелах. кроме того, говорить о мифологичности Д. невозможно и потому, что истинные и падшие ангелы всегда предстают в Библии как создания Божьи и никогда – как богоподобные или равные Богу существа. В рассказе о грехопадении примечателен тот факт, что среди созд. Богом существ были и такие, которые, исходя из внутр. побуждений, могли проявить тяготение к злу. В ВЗ о таких персонифициров. врагах всего доброго свидетельствуют след. места: Иов 1 и след.; Зах. 3:1–2, а также, вероятно, Лев 16 и след. (⇒ Азазель). Библия не сообщает сведений о количестве Д.; видимо, речь здесь всегда идет об одном Д. (слово диаболос всегда употребляется в ед.ч.), или сатане. Но он – властитель царства демонов; в Мф. 12:24 он назван ⇒ веельзевулом, «князем бесовским», кроме того, о его ангелах, или посланниках, говорится в Мф. 25:41; 2Кор. 12:7; Откр. 12:7. Нечистый дух в Мк. 5:9 называет себя «легионом» и говорит: «нас много»;
2) СУЩНОСТЬ ДЬЯВОЛА. Д., очевидно, является одним из «ангелов согрешивших» (2Петр. 2:4; ср. ⇒ Гордость, тщеславие, надменность). По своей сущности он – сотвор. дух, и, след., свободен от привязанности к материи. Д. является личностью, о чем говорит его персонифициров. противостояние Иисусу; ему дана власть мериться силами даже с Сыном Божьим, искушая Его (⇒ Искушение; Мф. 4; Лк. 4). Слова Иисуса доказывают, что за Д. стоит огромная власть: он «князь мира сего» (Ин. 12:31; Ин. 14:30; Ин. 16:11), в его силах показать Иисусу «все царства мира и славу их» (Мф. 4:8) «во мгновение времени» (Лк. 4:5). Об огромной власти Д. говорят также тексты Еф. 2:2; Еф. 6:12. Духовной сущностью Д. обусловлено и то, что в своем стремлении ввести в искушение он может даже принимать вид «Ангела света» (2Кор. 11:14). В прологе к Книге Иова (Иов 1 и след.; Иов 2 и след.) Д. является перед Богом и говорит с Ним. Отверж. Богом и, след., пред. окончат. проклятию, он, тем не менее, согл. данной книге, все же имеет доступ к небесному Божьему престолу. Сущность Д. и его действий разъясняется в Ин. 8:44. Иисус называет его «человекоубийцей от начала», не устоявшим в истине и лжецом, верным своей сущности, «когда говорит он ложь», ибо он «лжец и отец лжи». Его смертельную ненависть к людям вызывает данное Создателем поручение ⇒ человеку, как носителю образа Божьего, владычествовать на земле (Быт. 1:28). В этой ненависти к людям кроется ненависть Д. к Самому Богу. А ложь, отцом которой является Д., означает в своей основе удовлетворение от небытия; она является стремлением возвести небытие на место сотвор. Богом, и потому доброй в своей сути, действит-сти. Д. хочет неправды вместо правды, тьмы вместо света; он хочет смерти вместо жизни. Христос же есть жизнь (Ин. 11:25; Ин. 14:6). Д. стремится поставить себя на место Бога, чтобы его самого считали Богом (ср. 2Фес. 2:4); он хочет быть равным Богу (ср. Быт. 3:5), а это гордыня и ⇒ ложь;
3) любое ДЕЙСТВИЕ ДЬЯВОЛА – это ⇒ грех. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин. 3:8). Д. господствует в воздухе, в злых духах и бесах (Еф. 2:2; Еф. 6:12; ср. 1Кор. 8:5); он рысщет по земле и прельщает людей, чтобы совратить их ко греху. Он является пред Богом как противник верующих, как клевещущий на них (Откр. 12:10). Д. ходит по земле, подобно «рыкающему льву» (т.е. подражая Богу: Ос. 11:10; ср. Ис. 31:4), но в отличие от Бога, ищет, кого поглотить. Чтобы ему противостоять, нужно твердо стоять в вере (1Петр 5 и след.). Новозаветная Церковь – это камень преткновения для действий Д. в этом мире (ср. Откр. 12:17). В конце времен он попытается напрячь свои силы; ему будет позволено на краткое время обрести кажущееся господство и так развить иск-во искушения (⇒ Антихрист), что искушение к отпадению станет велико и для избр. (Мф. 24:24; Мк. 13:22). Но эта власть Д. призрачна – вдруг, как гром среди ясного неба, явится Христос (Мф. 24:27.30; ⇒ Второе пришествие Иисуса) и положит конец господству Д. на земле (2Фес. 2:8; Откр. 19:20.21). Д. будет скован на тысячу лет (Откр. 20:1–3; ⇒ Тысячелетнее царство), но затем вновь получит возможность искушать людей – до тех пор, пока Бог окончат. не уничтожит его. Ап. Павел говорит, что Бог «вскоре» сокрушит сатану (Рим. 16:20). Между тем Д. продолжает искушать людей, чтобы помешать Христову делу спасения; но власть над смертью отнята у него крестной смертью Иисуса (Евр 2 и след.). Д. способен ослеплять людей, так что они могут не увидеть света благовествования о славе Христа и не прийти к вере во Христа (2Кор 4 и след.); он может унести слово Божье из их сердец (Лк. 8:12) и посеять там плевелы (Мф. 13:37–39). Он может использовать лжеучителей в качестве своих орудий (2Тим. 2:26), может сам обращаться в ангела света, поэтому не удивительно, что его служители выдают себя за служителей правды (2Кор. 11:13–15). Но ему не уйти от окончат. приговора Божьего (Мф. 25:41). Неискупл. мир полон страха перед злыми духами, но Своей Церкви Христос дал власть побеждать их (Мк. 16:17; Лк. 9:1; Деян. 16:18). Верующие победили лукавого (1Ин 2 и след.), и там, где они противостоят Д., он бежит от них (Иак. 4:7). Ибо уверовавший во Христа стал чадом оберегающего его Отца Небесного, всемогущего Господа, властвующего и над Д.