Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Могущество

I. М. – особый признак бытия Бога и Его власти. Бог, будучи всемогущим, проявляет Свое владычество над всем сотворенным как на земле, так и во вселенной. М. Божье неотделимо от Его славы и вечности. Как могучий Владыка, являет Он Себя человеку в творении, спасении и откровении, в подчинении Себе всех других сил. В свящ. истории избавление Израиля от егип. ига рассматривается как откровение М. Божьего: «Ты явил могущество Свое среди народов» (Пс. 76:15). Библия призывает каждого человека и все народы признать М. Того, Кому оно единств. и принадлежит: «Воздайте Господу славу и честь» (Пс. 95:7; в др.-евр. оригинале слово оз, переведенное как «честь», означает М.). Если человек присваивает себе М., принадлежащее Богу, и поклоняется этому М., он становится идолопоклонником: «Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует. Сила его – бог его» (Авв. 1:11).

II. 1) благовестие и сила Иисуса Христа, Сына Божьего, – выражение особого М., власти [греч. exousia]: «Он со властию и силою повелевает нечистым духам» (Лк. 4:36). Отсюда вопрос, обращенный к Нему: «Какою властью Ты это делаешь?» (Мф. 21:23). Как через Евангелия, так и через послания апостолов красной нитью проходит свидетельство о получении М. через Иисуса Христа. Бог посадил Его одесную Себя, «превыше всякого начальства и власти, и силы» (Еф. 1:21). Благодаря этому Он лишил М. всех других властителей, в т.ч. дьявола (см. Лк. 4:6; Рим. 16:20) и смерть (2Тим. 1:10). Наконец, Он дал верующим возможность укрепляться «всякою силою по могуществу славы Его» (Кол. 1:11);

2) особым образом проявляется М. Иисуса в прощении грехов: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф. 9:6). Тем, кто в Него верует, Иисус дает «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12), Он защищает их от демонических сил: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19). Откровение Иоанна свидетельствует о том, что в конце времен спасенные народы провозгласят: «Ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его» (Откр. 12:10).

III. В человеч. обществе М. обладают представители власти (ср. Ам. 6:13). Библия, однако, говорит о том, что М. дано им Богом (см. Ин. 19:11; Рим. 13). Жена, в «знак власти» над нею мужа, должна покрывать голову (1Кор. 11:10) согл. обычаю, распростран. в иуд. общинах новозаветного времени; это свидетельствует не только о ее подвластности мужу, но и соподчиненности вместе с ним Богу.

IV. Прил. «могучий», «крепкий» употребляются также в значении «имеющий силу, могущество». «Крепкая рука» Бога видимым образом управляет народами (Исх. 13:3; Втор. 4; Втор. 34). В Псалмах провозглашается, что «сила у Бога» (Пс. 61:12). Пр. Иеремия свидетельствует, что Господь – «великий в совете и сильный в делах» (Иер. 32:19). М. Божье проявляется для верующих в Его помощи: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему [греч. дюнамай, «иметь силу» ] назидать вас» (Деян. 20:32). Ап. Павел сам испытал, насколько верны слова «Сила Моя совершается в немощи» (2Кор. 12:9). Ведомый этой силой, он свидетельствует о победе над грехом, болезнью и дьяволом: «Все могу [т.е. превозмогаю] в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). ⇒ Сила.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle