Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Ложь

Ложь – сознат. искажение ⇒ истины, призванное ввести к.-л. в заблуждение. Мотивы Л. могут быть самыми разными: бессилие, тщеславие, хвастовство, себялюбие. Л. может выражаться в различных формах: обман, мошенничество, клятвопреступление, лжесвидетельство, ⇒ клевета.

I 1) описываемые в ВЗ случаи Л. порой не сопровождаются к.-л. определ. нравств. оценкой (Быт. 12:13; 1Цар. 19:14.17; 1Цар. 20:6), но это отнюдь не означает, что Л. оправдывается. С др. стороны, Господь использует воен. хитрость Хусия, чтобы поссорить Авессалома и Ахитофела (2Цар. 16:16–19; 2Цар. 17:6–14). Повивальные бабки, утаившие правду от фараона и тем самым спасшие свои жизни и жизни израил. младенцев, были вознаграждены Господом (Исх. 1:18–21). Но, как правило, Л. и обман подвергаются Божьему суду, поскольку они прямо запрещаются Его заповедями (Исх. 20:16; Лев. 19:11). Особенно предосудительным считаются действия священника или пророка, из корыстных соображений извращающего Божье слово или своевольно говорящего от имени Бога (Иер. 6:13; Иер. 8:8; Иер. 28:15; Иер. 29:31; Иез. 13:6–9);

2) в евр. тексте присутствуют различные слова и выражения, обозначающие Л., ее разнообразные проявления, напр., «ложь» (Пс. 39:5); «лживый язык» (Пс. 108:2); «обманчивое слово» (Иер. 7:4); «лжесвидетельство» (Пс. 26:12); «вероломство» (Иез. 17:20); «нарушение завета» (Пс. 43:18); «лжеучительство» (Авв. 2:18); «ложная клятва» (Ос. 10:4).

II. 1) уже в ВЗ Л. подвергается Божьему наказанию, однако только в НЗ вскрывается ее подлинная суть. Л. тесно связана с царством тьмы. Подобно тому как существует царство ⇒ света и истины, принадлежащее Богу и Христу, существует и царство ⇒ тьмы и лжи, где владычествуют дьявол и подвластные ему демоны;

2) сатана – лжец [греч. псэустес] и отец лжи [греч. псэудос]; Л. – неотъемлемое свойство его сущности (Ин. 8:44; ср. Быт. 3). В его распоряжении находится целое царство Л., к которому принадлежат: а)антихрист, творящий «ложные чудеса» (2Фес. 2:9), чтобы люди «верили лжи»; б) лжехристы [греч. псэудохристой; Мф. 24:24; Мк. 13:22], выдающие себя за Христа и производящие чудеса, чтобы (насколько это возможно) прельстить избранных; в) лжепророки [греч. псэудопрофетай; Мф. 24:11.24; Мк. 13:22]. Уже в ветхозаветные времена они играли губит. роль, отвлекая народ завета от Бога и навлекая тем самым на Израиль Божью кару (Иер. 6:13; Зах. 13:2). НЗ также предостерегает от подобных искусителей, которые внешне неотличимы от истинных пророков и к тому же удостаиваются всеобщей хвалы (Мф. 7:15; Лк. 6:26; Деян. 13:6; 2Петр. 2:1; 1Ин. 4:1).

В Oткр «лжепророк» (Откр. 13:11–13; Откр. 16:13; Откр. 19:20; Откр. 20:10) действует рука об руку с антихристом, заботясь о религ. обосновании власти богопротивных мирских сил; г) лжеапостолы [греч. псэудапостолой; 2Кор. 11:13; Откр. 2:2], лжебратия [греч. псэудаделфой; 2Кор. 11:26; Гал. 2:4] и лжеучителя [греч. псэудодидаскалой; 2Петр. 2:1; ср. 1Тим. 4:2], с дьявольской силой стремящиеся расколоть, сбить с истинного пути и уничтожить Церковь Иисуса Христа и одноврем. организовать лжеобщину и построить лжецерковь. (Ср. также сказанное о лжесвидетелях [греч. псэудомартюрес] в Мф. 15:19; Мф 26:59 и след.; 1Кор. 15:15; Откр. 3:9); д) все люди, не гнушающиеся Л. [греч. псэустай].

Существует правило: «Всякий человек лжив» (Рим. 3:4). Язычники «заменили истину Божию ложью» (Рим. 1:25). Ап. Павел вынужден предостерегать верующих от лжехристиан (гностиков; 1Тим. 6:20.21). Анания и Сапфира нашли внезапную смерть за наглую Л. посреди исполненной Св. Духом Церкви (Деян. 5:1–11); е) обольщающие людей (1Тим. 4:1) нечистые духи (Мф. 10:1; Мф 12 и след.; Мк. 3:11.30) или бесы (демоны, Мк. 1:34; ⇒ Одержимость). Т.к. бесы стремятся подражать делам Св. Духа, то верующим совершенно необходим дар различения духов (⇒ Дар, дарование (II,Г,7); 1Кор. 12:10; 1Ин. 4:1). В Откр. 16:13.14 говорится о «знамениях бесовских духов». Сюда же относятся лживые предсказания и колдовство волхвов (Деян. 8:9–11; Деян. 13:6–12);

3) как царство истины, ⇒ Царство Божие являет собой полную противоположность царства Л.; земная жизнь Иисуса проходила в борьбе против лживой власти дьявола и бесов. Он изгонял бесов «перстом Божиим» (Лк. 11:20), и «не было лести в устах Его» (1Петр. 2:22). В искупит. страданиях Иисуса Ему противостояли силы Л.: в лице предателя Иуды, в лице первосвященников Анны и Каиафы, в лице лицемерных книжников и фарисеев, в лице лжесвидетелей и непостоянного в своих симпатиях народа, в лице Пилата и Ирода и в лице отрекшегося Петра (Мк. 14Мк. 15:1; Нав. 18–19). Даже тайну воскресения первосвященники пытались превратить в Л. посредством подкупа стражей гробницы (Мф. 28:11–15). Но победа Иисуса свершилась и будет открыто явлена во время Его Второго пришествия (Флп. 2:10.11; Откр. 1:7). А до тех пор Церковь Христова – это «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Через ⇒ возрождение люди, природа которых изначально лжива (Пс. 115:2), войдут в Царство Божие, в котором дух истины наставляет на всякую истину (Ин. 16:13). Отсюда и требование: отвергните Л. (Еф. 4:25; Кол. 3:9; Иак. 3:14). Ап. Павел с полным основанием говорит о себе: «Я не лгу» (Рим. 9:1; 2Кор. 11:31; Гал. 1:20; 1Тим. 2:7). Но все те, кто продолжает лгать, будут лишены грядущего Царства Божиего и его славы (Откр. 21:8.27; Откр. 22:15).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle