Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Тьма

I. ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) Т., как и свет, – творение Бога, установившего смену дня и ночи (Быт. 1:2; Иов. 26:10; Пс. 103:20). Поскольку Т. принадлежит к земным творениям, она столь же хороша, как и свет (Быт. 1:31). До тех пор пока существуют земля, день и ночь, свет и Т. не прекратятся (Быт. 8:22). Но нынешний мир не будет существовать вечно, со временем он уступит место «новому небу и новой земле» (Откр. 21:1), и тогда исчезнут также земные день и ночь (Откр. 21:25), а вместе с ними – солнце и луна. Новую, преображ. землю будут освещать слава Божья и Агнец (Откр. 22:5);

2) ночь и Т. в ВЗ часто олицетворяют страх и беду (Иов. 3:4; Иов. 20:26; Пс. 34:6; Пс. 106:10; Пс. 111:4; Ис. 5:30; Ис. 8:22; Ис. 58:10; Иер. 13:16; Плач. 3:2; Мих. 7:8); Сам Бог может в наказание превращать свет в Т. (Ис. 45:7).

II. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

1) в переносном значении Т. в Библии олицетворяет силы, враждебные Богу, Который в силу Своей святости и совершенства является Светом (1Ин. 1:5). Т. служит символом мира язычников, не знающих Господа и не верующих в Него (Ис. 9:2; Ис. 60:2; Лк. 1:79). Поэтому обращение к живой вере заключается в озарении Божеств. светом (2Кор. 4:6), в переходе из Т. в свет Господа (Еф. 5:8), в призвании из Т. к свету (1Петр. 2:9). Кто следует за Христом, светом мира, тот не будет блуждать во Т. (Ин. 8:12); кто верует в Него, тот не останется во Т. (Ин. 12:46);

2) Т. – это мир греха и безбожия (Ис. 5:20; Мф. 6:23; Лк. 11:35; Ин. 1:5; Ин. 3:20; Рим. 2:19; 2Кор. 6:14; Еф. 5:8; 1Фес. 5:4; 1Ин. 1:6; 1Ин. 2:8). Поэтому грехи – это «дела тьмы» (Рим. 13:12; Еф. 6:12). В мире греха властвует сатана, а «духи злобы» представляют «власть тьмы» (Лк. 22:53; Деян. 26:18; Еф. 6:12; Кол. 1:13). Христианин же, будучи сыном света, не принадлежит Т. (1Фес. 5:4);

3) сатана стремится увлечь человека в мир Т. и удержать его там. Он пытается ввести человека в заблуждение и отвратить его от Бога (Быт. 3:5). Если сатане это удается, то человеч. разум затмевается и притупляется восприятие, и весь человек с его разумом, душой и телом становится темным (Мф. 6:23);

4) Т. – это еще и место мук и страданий для людей, покинувших царство света, «тьма внешняя» (Мф. 8:12; Мф. 22:13; Мф. 25:30);

5) Т. во время распятия (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44; ср. Ам. 8:9) была знамением того, что Иисус, покинутый всеми, страдал на кресте во искупление земного греха;

6) о египетской Т. ⇒ Казни египетские.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle