Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Одержимость, одержимый, бесноватый

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Под О. Библия понимает вселение бесов в людей и полное подчинение ими мыслей, чувств и воли этих людей (Лк. 22:3–6). Пока у бесов есть право обитать на земле, ими руководит стремление овладевать душами людей, в которых они обретают покой и убежище (Мф. 12:43), а также спасение от того, чтобы быть прежде времени отправленными в преисподнюю (Мф. 8:29; Лк. 8:28–31). Чаще всего одним человеком владеет один демон (Мф. 12:43), но иногда в него могут вселиться сразу несколько бесов (Лк. 8:30; Лк. 11:26). Бес завладевает человеком с целью нарушить связь одержимого с Богом и подтолкнуть его к дурным поступкам (отсюда определение: «злые духи»); совратить человека к неверию (отсюда – «духи-обольстители», 1Тим. 4:1); заставить человека произносить лживые речи («лживые духи», 3Цар. 22:22); осквернить ему душу («нечистые духи», Мф. 10:1; Мф. 12:43; Мк. 1:23; Деян. 8 и др.). Демоны постоянно мучают О. человека и могут даже вызвать болезнь (напр., психич. расстройство – Мк. 5:1, эпилепсию – Мк. 9:18, искривление позвоночника – Лк. 13:11) или лишить одержимого дара речи (Мф. 9:32; в Мф. 12– речи и зрения). Бесы, приносящие человеку подобные мучения, различаются степенью своей жестокости (Мф. 12:45). Но их неизменная цель – погубить человека, чтобы затем отправить в царство своего владыки (Мк. 9:22).

II. ПРИЗНАКИ ОДЕРЖИМОСТИ

Признаками О. являются: выкрики, которые вырываются у человека помимо его воли (Мф. 8:29; Мк. 1:24; Лк. 4:34; Деян. 19 и др.); сверхъестеств. проницательность (как, например, в случае, когда демоны признают в Иисусе Сына Божьего, Который пришел, чтобы изгнать их, Мк. 1:24.34 и др., или указывают на определенных людей как на рабов Бога Всевышнего, Деян. 16:17); кратковременное беспокойное поведение (выкрики, скрежетание зубами, припадки – Мк. 5:5; Мк. 9:18); необычайная, бросающаяся в глаза физич. сила (Мк. 5:4; Деян. 19:16); резкое противодействие всякому божеств. влиянию (Мк. 5:7; Лк. 4 и др.); крики, биение в падучей, судороги, которыми сопровождается выход беса из одержимого (Мк. 1:26; Мк. 9:26; Лк. 4:35.41; Деян. 8:7); полное выздоровление одержимого после изгнания демонов (Мк. 5:15; Мк. 9:27). Изгнанные из человека бесы пытаются вселиться в него обратно (Мф. 12:44; Мк. 9:25).

III. ПРИЧИНЫ ОДЕРЖИМОСТИ

Причины О. могут быть самыми разными. Сознательное утаивание тяжелого греха, вошедшие в привычку сквернословие и богохульство, ложная клятва и др. могут дать повод бесу вселиться в человека. Но все же причины многих случаев О., описанных в НЗ, неясны. Чаще всего это – результат занятий оккультизмом (колдовство, посещение ясновидящих или спиритических собраний, ношение амулетов и т.д.), когда человек попадает во власть сатаны. Открытое выражение человеком своей приверженности дьяволу – призывы к его помощи, клятвен. обещание служить ему, вступление в союз с ним (Ис. 28:15) – также может служить поводом, чтобы дьявол завладел душой человека.

IV. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ БЕСОВ

Можно добиться лишь искренним покаянием и отречением от сатаны, основ. на вере в победу, которую Иисус Христос одержал над дьяволом Своим крестом. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Ин. 3:8). Он исцелял одержимых, изгоняя из них демонов (Мф. 4:24; Мф. 8:16; Деян. 10 и др.). Властью изгонять злых духов Он наделил и Своих апостолов (Мф. 10:1; Деян. 5:16; Деян. 8:7; Деян. 16:18; Деян. 19:12). Обетование о наделении подобной властью дано всем, уверовавшим в могущество Иисуса (Мк. 16:17). Чем больше одержимый исполняется Духом Божьим, тем быстрее ослабевает власть дьявола над ним, и в конце концов врагу приходится, часто после упорной борьбы, выйти из человека (Иак. 4:7).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle