Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Дар, дарование

I. ПОНЯТИЕ

Важнейший «дар Божий» – это вечная жизнь в Иисусе Христе (Ин. 4:10; Рим. 6:23). Христос «дал дары человекам» (Еф. 4:8). Он не только открыл людям дорогу к Богу и сделал для них возможным общение со справедливым и святым Господом, но и дал им Д. Св. Духа (Ин. 14:16; Ин. 16:7; Деян. 2:38) и, соотв., Его плоды: покаяние (Деян. 5:31), веру (Еф. 2:8), любовь (Рим. 5:5), радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание (Гал. 5:22.23). Все верующие получают духовные дары от Бога, дающего их по Своей воле для выполнения различных задач в Церкви (Рим. 12:6; 1Кор. 7:7; 1Кор. 12:4.9; Еф. 4:7–16). Относит. Мф 5 и след. Мф. 8Жертва.

II. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Божий Дух нисходит время от времени на определ. людей и наделяет их чудотворной силой, Д. пророчества и Д. ⇒ исцеления больных. Люди, наделенные Д. Духа, руководили народом, проповедовали и распространяли Слово Божие. Но не только пророкам посылались видения и пророч. сны. В Чис 11 и след. говорится о том, что Дух почил как на Моисее, так и на семидесяти старейшинах. Сошествие Св. Духа на весь народ Божий, согл. предсказанию пророка, должно было произойти только после заключения нового завета (Иоил. 2:28.29; ср. Мк. 16:17).

III. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Принято различать девять Д. Духа, перечисленных в 1Кор. 12:8–10: мудрость, знание, вера, исцеление, чудотворение, пророчество, различение духов, «разные языки» и «истолкование языков».

А. СУЩНОСТЬ ДАРОВ ДУХА

Д. Духа даются каждому члену Церкви Иисуса (1Кор. 12:7.11). Они предназначены для взаимного служения и строительства Церкви (1Кор. 14:3–5; 1Петр. 4:10). Иногда Д. пробуждают в человеке необыкновенные способности. Д. Св. Духа – это больше чем просто естественная одаренность, но эти понятия нельзя противопоставлять друг другу. Природные дарования – это тоже Божьи Д., и разделять их не только невозможно, но и не нужно. Через Д. Духа в Церкви действует Дух Божий (1Кор 12 и след.), чтобы прославлять Иисуса Христа. Это значит, что верующему не нужно волноваться за свою безопасность в этом мире, ему следует полностью довериться Христу (Мф. 28:18). Даже сами Д. и жертвы (1Кор. 13:3) мало значат, если в них нет любви. Д. обретают полноту только через любовь (1Кор. 12:7): «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных» (1Кор. 14:1.12.31.39; Еф. 4:3; 1Фес 5 и след.).

Б. НОСИТЕЛИ ДАРОВ

Божий Дух нисходит на слабых и немощных (Пс 50:12 и след.; ср. 2Кор. 12:9), чтобы в них явить славу Своего Божеств. величия. Но, в отличие от плодов Духа (Гал. 5:22; Еф. 5:9), духовные Д. сами по себе не могут служить мерилом духовной зрелости христианина. Об этом свидетельствуют серьезные наставления, которые дал ап. Павел коринфянам (ср. 1 и 2Кор). Св. Дух по Своей воле наделяет каждого человека определ. Д. (1Кор. 12:11; ср. Еф. 4:7), и каждому Д. отводится свое место в созидании Церкви (Рим 12 и след.; 1Кор. 12:1; 1Кор. 14:1). Использовать духовные Д. во время богослужения следует «благопристойно и чинно» (1Кор. 14:40), чтобы они были «к назиданию» (1Кор. 14:26). Происхождение Д. от Св. Духа не освобождает Церковь от проверки их подлинности, на что неоднократно указывается в Библии (1Кор. 14:29; 1Фес 5 и след.; 1Ин. 4:1).

В. ПОЛУЧЕНИЕ ДАРОВ

Св. Дух раздает Д. «каждому человеку особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:11). Человек не может выбирать их по своей воле, он получает определ. Д., причем не все (1Кор. 12:4.30), хотя в Библии говорится, что человеку следует «ревновать о дарах больших» (1Кор. 12:31; 1Кор. 14:1.5.13). Всем христианам необходимо молиться о получении духовных Д. (1Кор. 14:1; ср. Лк. 11:13; Деян. 1:4.14). Получение Д. нередко происходило в момент дарования Св. Духа, очень часто – через возложение рук апостолами (Деян. 8:14–19; Деян. 19:6; 2Тим. 1:6), а иногда – через пророчества и возложение рук пресвитерами (1Тим. 4– см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана). Сами апостолы получили Д. через излияние Св. Духа в ответ на их ожидание и молитву (Деян. 1:4.14; Деян. 2:1–4). Среди Д. более всего ценились «дар языков» и дар пророчества, поэтому именно они служили свидетельством излияния Св. Духа (Деян. 2:4; Деян 10 и след.; Деян. 19:6): ученики Иисуса обладали Д. (Мф. 10:1) и были исполнены Св. Духом (Ин. 20:22) еще до дня Пятидесятницы. Однако неверно утверждать, что человек, не обладающий к.-л. из Д., напр. даром языков, вовсе не имеет Св. Духа. Боговдохновенность проявляется в плодах Духа (Гал 5 и след.), в кротости и долготерпении, в сохранении до конца «дерзновения» и надежды (Евр. 3:6.14; Евр. 6:11), в любви к страданиям Христа и Его кресту (Флп. 3:10.18), а также в прощении ближнему невнимания или презрения к себе (2Тим. 1:15; 2Тим. 4:16; 3Ин 1 и след.).

Г. ОТДЕЛЬНЫЕ ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА

Существуют различные перечни Д. Духа (см. Рим. 12:6–8; 1Кор. 12:8–10; 1Кор. 12:28–31; Еф 4:7,11 и след.; 1Петр 4 и след.). Т.о., количество и сущность Д. точно не определены. Далее приводится перечень Д. из 1Кор. 12:8–10)

1) МУДРОСТЬ. Иисус обещал дать Своим ученикам «уста и премудрость, которой не возмогут ни противоречить, ни противостоять все противящиеся» (Лк. 21:12–15), чтобы они, когда их будут гнать во имя Его, могли ответить, не обдумывая заранее, на вопросы недругов и отвести их обвинения (Лк. 13:17; Лк. 14:6; Лк. 20:2–8.26.40; Деян 6 и след.). Мудрость Св. Духа следует отличать от природного ума и приобретенного знания (1Кор 1 и след.);

2) ЗНАНИЕ – это результат действия Св. Духа, которое нельзя отождествлять с работой человеч. ума. Ап. Павел владел этим Д. (1Кор. 3:10; 2Кор. 11:6). Однако знание (как, впрочем, и другие дарования) может привести к гордыне (1Кор. 8:1). Для Павла знание – не только ученость, но и внутр. проницательность. После своего обращения он три года провел в молчании и общении с Богом (Гал. 1:16–19). По своей сути, знание – это не что иное, как увеличивающееся познание Иисуса Христа, благодаря которому мы преображаемся в Его образ (2Кор. 3:18; Флп. 3:10; 2Петр 1 и след.; 2Петр. 3:18; ⇒ Познание). Д. знания не предполагает обладания всей полнотой знания (1Кор. 13:9.12). «Когда же настанет совершенное [знание], тогда то, что отчасти, прекратится» (1Кор. 13:10). Но если бы даже человек знал все и обо всем, но не имел любви, он был бы ничем (1Кор. 13:2); (⇒ Познание);

3) ВЕРА. Вера – это Д. Божий (1Кор. 12:9). Такая вера может «переставлять горы» (Мф 17 и след.; 1Кор. 13:2), т.е. она обращена к безграничным возможностям Господа Бога. По вере Бог творит чудеса (Лк. 17:19; ср. Пс. 17:30), исцеляет больных (Деян. 3:16; Иак. 5:15; ср. 1:6) и даже воскрешает из мертвых (Деян. 9:40). В безнадежных ситуациях вера укрепляет надежду (Деян. 27:20–25). Через веру в этом мире совершаются Божьи деяния (Мф. 21:22; Мк 11 и след.; Ин 5 и след.; Ин 14 и след.; ср. Мф. 8:13; Мф. 9:2.22.29 и т.д.);

4) ИСЦЕЛЕНИЕ. Наряду с исцелением через молитву, веру и пост (Мф. 17:21; см. п. 3) Св. Дух наделяет отдельных людей Д. исцелять больных. В библ. тексте это слово употреблено во мн.ч.: «дары исцелений». Возможно, это свидетельствует о том, что каждое исцеление даруется непосредственно Богом и что никто из людей не может использовать этот Д. «по своему усмотрению». Последнее слово Бог оставляет за Собой; ⇒ Исцеление, лечение;

5) ЧУДОТВОРЕНИЕ [греч. энергемата дюнамеон – букв. «действия сил» ] (здесь снова употреблена форма мн.ч.; см. выше). В Деян. 4словом «сила» [греч. динамис] оценивается свидетельство апостолов, а в Деян. 6о Стефане, совершавшем чудеса и знамения, сказано как об «исполненном силы». В Деян. 8:13 «силами» названы чудеса, творимые Филиппом. Чудесами сопровождается распространение веры. В 2Кор. 12:12 чудеса называются «признаками апостола»;

6) ПРОРОЧЕСТВО. О Д. пророч. речей и других проявлениях пророч. дарования: ⇒ ПророчествоПредсказание;

7) РАЗЛИЧЕНИЕ ДУХОВ необходимо, т.к. сатана также творит чудеса и наделяет Д. (Мф. 24:24); он может даже принимать вид ангела света (2Кор. 11:14). Многое зависит и от человека, напр. от того, тщеславен он или нет. Здесь уже речь идет не о сатанинском влиянии, а, скорее, о том, что Павел называет «плотью». Различение духов не дается лишь изучением Писания. В свое время именно «книжники» не признали Иисуса и, не обладая Д. различения духов, хулили Св. Духа, приписывая совершаемые Им действия сатане (Мк. 3:22–30). Д. различения духов получит особое значение в последнее время, когда, по словам Иисуса, «восстанут лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24). Критерием различения духов, согл. НЗ, служат исповедание Иисуса Христа как пришедшего во плоти (1Ин. 2:22; 1Ин. 4:1–3) и признание Иисуса Господом (1Кор. 12:3). Общине надлежит испытывать пророчества своих членов (1Кор. 14:29);

8) РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ ⇒ Говорение языками;

9) ИСТОЛКОВАНИЕ ЯЗЫКОВ. Если проповедь, как в Деян. 2:4–6, произносилась на «ином» языке, то ее требовалось «истолковать» (перевести) на разговорный язык соответств. общины (1Кор. 14:5.13.27). «Человеческие и ангельские языки» (1Кор. 13:1) непонятны ни самому говорящему, ни толкователю сказанного (1Кор. 14:7–11.14–17). Д. истолкования языков, как и Д. разных языков, дается непосредственно Св. Духом (1Кор. 12:10; 1Кор. 14:26). Истолкование языков представляет собой отдельный Д. (1Кор. 14:26), благодаря которому «говорение языками» служит назиданию общины (1Кор. 14:5.26).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle