Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Предсказание, прорицательство, гадание

В древности люди, способные таинств. образом предсказывать грядущее, часто занимали должности цар. советников. Предсказатели жили при дворе фараона (Быт. 41:8) и вавил. царя (Дан. 2:27; Дан. 4:4). Вместе с чародеями и халдеями (звездочетами) (Дан. 2:2) они наблюдали за различными знамениями и истолковывали сны (Зах. 10:2). Были известны разные виды прорицат-ва: гадание на чаше (Быт. 44:5), по печени убитого животного, по стрелам (Иез. 21:26), по жезлу (Ос. 4:12).

Прорицат-во имело разные формы. Одной из наиб. распростр. было ⇒ вопрошение мертвых (Лев. 20:27; Втор. 18:11; 4Цар. 21:6; 4Цар. 23 и др.; евр. слово ов означает не столько «предсказание», сколько «дух мертвых»). «Волшебники» также принадлежат к прорицателям (Лев. 19:31; Втор. 18:11). Из ВЗ неизвестно, что предсказатель слышал за криками птиц. Еврейское слово нахаш означает «искать знамений». Оно переводится в Септуагинте как «заклинание змей», в то время как Вульгата говорит о «наблюдении за полетом и криками птиц». Гаданием считалось и обращение к языч. оракулу [евр. кэсэм; Втор. 18:10; 1Цар. 28:8; 4Цар. 17:17]. Валаам в Нав. 13 назван «прорицателем».

Народу Израиля было строжайше запрещено всякое прорицат-во и гадание (Лев. 19:26.31; Лев. 20:6.27; Втор. 18:10–12), поскольку это не что иное, как проявление идолопоклонства и недостатка доверия к провидению Божьему. Бог не хочет, чтобы человек спрашивал у прорицателей совета или пытался узнать у них о будущем, вместо того чтобы обратиться к своему Богу и придерживаться Его слова (Ис. 8:19). Израильтяне не соблюдали эту заповедь Божью, а наряду с идолослужением (⇒ Идол, идолослужение) занимались всякого рода прорицат-вом (4Цар. 17:17; 4Цар. 21:6).

Об Иисусе Навине (4Цар. 23:24) и Сауле (1Цар. 28:3) с похвалой говорится, что они очистили землю от всяческих гадателей (см., однако, 1Цар. 28:6–20). Это означало суровый приговор лжепророческим речам, которые Бог называет предвещением лжи (Иез. 13:6; ср. Иер. 14:14), ложью пред Богом (Иез. 22:28). Господь предостерегает этих людей от предсказаний (Иер. 27:9; Иер. 29:8) и когда-нибудь навсегда заставит их замолчать (Ис. 44:25; Иез. 13:23; Мих. 3:6).

В НЗ также говорится о лжепророках, пророчество которых происходит не по велению Христа (Мф. 7:22), и об одержимости бесовским «духом прорицательным» (Деян. 16:16). И сегодня существуют прорицатели и прорицательницы, которые с помощью демонич. сил могут верно предсказывать будущее человека. Но люди, которые прибегают к услугам таких предсказателей, попадают в сатанинские путы и, все более погрязая в грехе, становятся невосприимчивыми к Божественной истине и часто уже не имеют ни воли, ни возможности отрешиться от дьявола. Нередко дело доходит до душевных расстройств, поскольку намерение бесов состоит в том, чтобы через ворожбу подвергать людей душевным страданиям и предавать их власти сатаны. Освобождение от этих дьявольских оков (⇒ Одержимость) возможно только через покаяние, однозначный отказ от сатаны и помощь опытного служителя, который приказывает дьяволу отступить от человека (Мф. 10:8; Мк. 16:17; Деян. 16:18). Христиане в такой ситуации должны оказать пострадавшему поддержку. О пророчествах, исходящих от Бога, ⇒ Пророк ⇒ Пророчество.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle