Идол, идолослужение
I: 1) под «идолами» (Лев. 19:4; 3Цар. 21:26; Иез. 30:13; 1Фес. 1:9), «чужими богами» (Втор. 31:16), «иноземными богами» (1Цар. 7:3), «иными богами» (Нав. 24:2; 3Цар. 11:4), «другими богами» (Исх. 20:3; Суд. 2:17), «богами народов», т.е. язычников (4Цар. 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд. 10:6), а также под «мерзостью» (3Цар. 11:5.7; Иез. 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх. 23:24; Втор. 27:15; 4Цар. 23:24; Ис. 2:8; Иез. 22:3.4; Наум. 1:14) (⇒ Терафим ⇒ Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., ⇒ Ваал);
2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор. 4:16–18; Рим. 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать «славы Своей иному и хвалы Своей истуканам» (Ис. 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх. 20:3–5; Исх. 23:13.24.32.33; Втор. 12:1–3.29–31). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4Цар. 17:7–23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (⇒ Брак, IV и V), развратом и ⇒ блудом, намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, которые не позволяют наследовать Царство Божье (1Кор. 6:9.10; 1Кор. 10:14; Откр. 21:8; Откр. 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в Еф. 5 и Кол. 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1Цар. 15:23 – «волшебство» и «противление», т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное «я» (ср. Мф. 6:24);
3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов – бездушных (Пс. 105:28), суетных (Иер. 2:5), безгласых И. (Авв. 2:18; 1Кор. 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер. 2:28; Иер. 10:5; ср. Иер. 7): «Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил» (1Пар. 16:26; Пс. 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми «богами», Он – Бог и Владыка всех «богов» (Втор. 10:17; Пс. 94:3; Пс. 96:9), «которые в существе – не боги» (2Пар. 13:9; Гал. 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: «Идол в мире ничего, и ... нет иного Бога, кроме Единого», – говорил ап. Павел (1Кор. 8:4). Он утверждал, что ⇒ идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1Кор. 10:19–22).
II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис. 40:20; Ис. 44:13), камень (4Цар. 19:18; Иер. 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх. 20:23; Ис. 44:12; Дан. 5:4; Откр. 9:20). Наряду с литыми И. (Исх. 34:17; Ис. 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис. 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер. 10:3–5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис. 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез. 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Ис. 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (⇒ Изображение и ⇒ Золотой телец.);
2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидетельства об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, которая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Быт. 35:2; Нав. 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат «маццебы», «ашеры» (⇒ Дубрава ⇒ Ашера, 2) и памятники (2Цар. 18:18).
III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иер. 3:6; Ос. 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4Цар. 16:4; 4Цар. 17:10), в садах и дубравах (Ис. 1:29; Иез. 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Ис. 57:5.6). Здесь же находились храмы, или капища (1Цар. 5:2; 1Цар. 31:10), и ⇒ высоты. Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством ⇒ храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире.
IV: 1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (4Цар. 17 – в Синод. пер. – «служили»; 2Пар. 28:4; Ос. 12:11), жертва хлебная и возлияние (Ис. 57:6; Иез. 16:19), жертва курения (4Цар. 16:4; 4Цар. 17:11; 4Цар. 23:5; Иез. 6:13) и жертвенная трапеза (Иез. 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Исх. 23:19);
2) практиковались также человеч. жертвоприношения, которые в Израиле были строго запрещены (4Цар. 16:3; 4Цар. 17:17; Пс. 105:36–39; Ис. 57:5; Иер. 7:31; Иез. 16:20.21 ⇒ Молох), и культовый блуд (4Цар. 23:7; Ос. 4:14; Мих. 1⇒ Цена пса ⇒ Блудом, I,2);
3) также свидетельствами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (⇒ Драконов источник; железный век, I), а также разнообразные пожертвования – жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды.
V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам – Солнцу, Луне, планетам и «всему воинству небесному» (Втор. 4:19; 4Цар. 17:16; 4Цар. 21:3; 4Цар. 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Соф. 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4Цар. 23:12). В 4Цар. 23:4.11 упоминаются «вещи для всего воинства небесного», кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение «царице небесной», вероятно, Венере (Иер. 44:17–19 – в Синод. пер. – «богине неба»).